Что значит повелительное наклонение глагола. Категория наклонения глагола

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы:

спросил, спросил бы, спроси

Первая форма - спросил обозначает реальное уже совершённое кем-то действие. Вторая форма - спросил бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло. Третья форма - спроси обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло. Эти отличия в значениях глаголов делят их на три склонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное .

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт, например:

щенок грыз игрушку

щенок грызёт игрушку

щенок будет грызть игрушку

Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам , то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени:

бегал - прошедшее время

бегаю - настоящее время

буду бегать - будущее время

В прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам, например:

он бегал - мужской род

она бегала - женский род

оно бегало - средний род

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам, например:

мы бегаем - 1-е лицо множ. число

ты бегаешь - 2-е лицо един. число

она бегает - 3-е лицо един. число

Условное (сослагательное) наклонение

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действия, которые могут произойти при определённом условии, то есть возможные действия, например:

Я почитал бы, если книга будет интересной .

Если будет солнечно, мы сходили бы на пляж .

Глаголы в условном наклонении могут обозначать действия, которые желательны, то есть действия, которые хотят чтобы случились, без каких-либо условий:

Я попила бы чаю .

Мы позагорали бы .

Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы (б) . Как и в прошедшем времени, глаголы в условном наклонении изменяются по числам , а в единственном числе и по родам .

Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться от глагола другими словами, например:

Я попила бы чаю .

Мы бы позагорали .

Я бы с удовольствием сходил в кино .

При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы , например:

Мы отдыхали бы и веселились .

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола обозначает действия, к которым говорящий побуждает своего слушателя или собеседника. Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать:

  • приказы:

    сядь, встань, идите

  • советы:

    Сходите лучше в кино. Лучше обратитесь к врачу.

  • разрешение:

    присаживайтесь, проходите

  • пожелания:

    Сходим в парк? Съедим по мороженому?

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам. Для образования формы множественного числа, к форме единственного числа добавляется окончание -те , например:

сядь - сядьте

пиши - пишите

играй - играйте

Для обозначения вежливости, при обращении к одному лицу, используются глаголы множественного числа, сравните:

передай - передайте

Для смягчения просьбы или приказа к форме повелительного наклонения прибавляется частица -ка :

присядь - присядь-ка , передайте - передайте-ка

Для выражения резкого приказа употребляется неопределённая форма глагола, например:

Руками не трогать ! Сидеть молча!

Форма единственного числа 2-го лица повелительного наклонения образуется от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида или от основы глаголов будущего простого времени совершенного вида:

  1. Если основа оканчивается на гласную, то прибавляется :

    копа ю (наст. время) - копай (повел. накл.)

    перекопа ю (буд. пр. время) - перекопай (повел. накл.)

  2. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на окончание, то прибавляется :

    сторож у́ (наст. время) - сторожи (повел. накл.)

    посторож у́ (буд. пр. время) - посторожи (повел. накл.)

  3. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то прибавляется мягкий знак :

    ре́ж у (наст. время) - режь (повел. накл.)

    разре́ж у (буд. пр. время) - разрежь (повел. накл.)

  4. Если основа оканчивается на две согласные и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то вместо мягкого знака прибавляется :

    по́мн ю (наст. время) - помни (повел. накл.)

    запо́мн ю (буд. пр. время) - запомни (повел. накл.)

Для образования формы 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да совместно с глаголами 3-го лица настоящего или будущего простого времени, например:

Пусть поиграет. Пускай читает.

Частица да выражает призыв или торжественное пожелание, предложения с этой частицей обычно являются восклицательными:

Да пойдёмте уже! Да искоренится зло!

Для образования формы 1-го лица множественного числа используется форма изъявительного наклонения 1-го лица с особой интонацией (призыв к действию), например:

Идём на пляж!

Форма 1-го лица множественного числа обозначает, что говорящий приглашает кого-то ещё совершить действие вместе с ним. К этой форме может прибавляться окончание -те или слова давай, давайте :

Идёмте на пляж!

Давай пойдём на пляж!

Давайте пойдём на пляж!

Формы 1-го лица единственного числа у глаголов повелительного наклонения не бывает.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся или -сь , например:

хвались, умойся

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, кроме й , то на конце глагола пишется мягкий знак - ь , например:

спрячь , режь , встань

Мягкий знак сохраняется перед -ся (-сь) и -те :

спрячь ся, режь те, встань те

Примечание: от глагола лечь форма повелительного наклонения - ляг - лягте, приляг - прилягте . Данный глагол является исключением и не имеет в повелительном наклонение мягкого знака на конце.

Повелительное наклонение это грамматический признак глагола, который выражается целым рядом глагольных форм, побуждающих к чему-либо.

Это может быть приказ (повеление, отсюда и название), просьба, вежливое поручение, совет или какое-то другое волеизъявление. Причем смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Все зависит от интонации или мотива побуждающего к действию.

Будь добр, передай, пожалуйста, соль.

Подайте мою шляпу.

Давайте напишем письмо.

Немедленно выйди из воды!

Пусть расскажет о себе.

Также следует учесть, что формы повелительного наклонения существуют вне времени или имеют ирреальное значение (глагол не связан с реальной действительностью). Другими словами, реализация действия возможна, но не является обязательным условием.

Улыбнитесь!

Верни мои вещи.

Пускай увидят.

Формы повелительного наклонения

Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам.

Определение или образование повелительного наклонения

Для того чтобы правильно определить наклонение, нужно знать, как оно образовывается.

Любая форма образуется с помощью основы настоящего или будущего времени и прибавлением к ней суффикса (-и-; -й-; -ся-), окончания или формообразующей частицы. Они могут быть как единственного, так и множественного числа.

Настоящее и будущее простое время Повелительное наклонение глагола
Единственное число Множественное число
говорят говори говорите
считают (ю-йу) считай считайте
ведут веди ведите
моют (ю-йу) мой мойте
приготовят приготовь приготовьте
возьму, возьмусь возьми, возьмись возьмите, возьмитесь

Также к глаголам повелительного наклонения может быть прибавлена частица –ка . Она смягчает приказание или приводит его в игривую форму.

Улыбнись-ка, подойди-ка, потанцуй-ка и т.д.

Либо образование происходит благодаря прибавлению слов давай, давайте, пускай, пусть .

Давай попробуем, давайте познакомимся, пускай плачет, пусть удивится.

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Урок данной темы завершает изучение наклонений глагола; учащиеся знакомы с понятием «наклонение», с изъявительным и условным наклонениями.

Урок составлен в соответствии с § 76 учебника Л. М. Рыбченковой.

  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
  • воспитание культуры поведения и общения.
  • Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:

Комбинированный.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:


    А) Повторение сведений о наклонении глагола: устный ответ по таблице учебника (§74, упр. 524).

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время). Например: бежал, бежит, будет бежать.

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например:

    Бежал бы, беги.

    Б) Распределительный диктант: записать глаголы в 3 столбика (изъявительное, условное и повелительное наклонение):

    Расскажу, расскажите, рассказал бы, отрезала, отрезали бы, отрежь, отрежьте, приготовили, приготовлю, приготовьте, приготовил бы, лежишь, лёг бы, ляг, лягте.

    При проверке учащиеся объясняют свой выбор; следует обратить внимание на орфограммы, которые встретились в словах, отметить их при формулировании целей урока.

    Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся формулируют цели: узнать, как образуются глаголы повелительного наклонения, как правильно использовать их в речи, на какие орфограммы следует обратить внимание при написании данных глаголов и т. д.).

    Наблюдение над языковым материалом (глаголы из диктанта), определение их способа словообразования; поиск информации в учебнике, подготовка устного ответа (работа в парах).

    Учащиеся отвечают, что формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени с помощью суффикса -И или без суффикса: дышат – дыши, отрежут – отрежь. (По мере выполнения упражнений эти сведения будут дополняться).

    Тренировочные упражнения:

    А) упр. 543-поставить глаголы в форму повелительного наклонения;


    дополнительное задание – морфологический разбор данных глаголов (наблюдение над грамматическими формами).

    Например:

    Не тратить время понапрасну! – Не тратьте время понапрасну!

    Не тратьте – глагол, нач. форма – тратить, несовершенный вид, переходный, невозвратный, 2-е спряжение, повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо; в предложении является сказуемым.

    Б) Лингвистическая задача: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения, не изменив при этом ни одной буквы в слове: смотрите, любите, дарите.

    (СмотрИте – смОтрите, любИте – лЮбите, дарИте – дАрите).

    Приведите свои примеры таких глаголов.

    В) Орфографическая работа: сравнение форм повелительного и изъявительного наклонений (пишИте – пИшете, поднимИте – поднИмете и т. д.) – таблица в упр. 545 и материал упр. 546.

    -ИТЕ пишется в форме повелительного наклонения (независимо от спряжения) и в форме изъявительного наклонения в глаголах II спряжения; Например: Полюбите его! Вы его любите?

    ЕТЕ пишется в форме изъявительного наклонения в глаголах I спряжения;

    например:

    Вы понимаете?

    Ищите потерянного щенка! Вы его плохо ищете!


    Вывод об особенностях правописания данных глаголов.

    Г) Работа по культуре речи: как правильно образовывать форму повелительного наклонения от некоторых глаголов (бежать, ехать, класть, положить, лечь: беги, поезжай, клади, положите, лягте ).

    Наблюдение над языковым материалом: в каких формах приказ звучит категорично, как можно смягчить просьбу и т. д.

    Заполнение таблицы упр. 549.

    Инфинитив: Стоять! Молчать!

    Повелительное наклонение: Помолчите!

    Условное наклонение: Помолчали бы вы!

    Повелительное наклонение с частицей –КА: Помолчите-ка!

    Д) Практическая работа: переписать кулинарный рецепт, заменяя глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении 2 лица множественного числа (упр. 550).

    Например:

    Разогреть масло на сковороде. Вырезать в середине кусочка хлеба сердечко, поджарить с одной стороны.

    – Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко, поджарьте с одной стороны.

    При проверке объяснить орфограммы (мягкий знак в глаголах повелительного наклонения) и пунктограммы (запятая при однородных членах предложения).

    Подведение итогов, рефлексия.

    Разбор домашнего задания: §76, упр. 551

    (составить связный рассказ на одну из предложенных тем, используя различные способы выражения советов. Темы: «Как не опоздать в школу», «Как переходить улицу», «Как выбрать компьютерную игру»).

В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать ), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду ). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу ).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится. ) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей ). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы) .

Третий тип – повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм! )

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо. )

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу .)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда. ) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему! )

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку. )

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть . Помог бы ты своему другу в беде .)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola

1. Простое побуждение. Расскажи подробнее: время у нас есть.

2. Шутливо-ироническое побуждение. Кричи шибче, чтоб соседи услыхали.

3. Приказание. Оставьте это, не смейте…

5. Угрозу. Ты у меня пикни.

6. Команду. Постройся!

7. Позволение, разрешение. Поезжай, уж если тебя так тянет. Ладно уж, беги.

8. Пожелание. Будь здоров! Расти большой! Крепни и славься!

9. Призыв. Пионеры! Горячо любите Советскую Родину!

10. Совет. Старайтесь зимой спать не меньше восьми часов.

11. Предостережение, напутствие, напоминание. Берегите себя! Осторожно, не упади! Не разбей чашку!

12. Просьбу и мольбу. Не стреляйте в белых лебедей.

Особенности образования форм повелительного наклонения.

1. Глаголы с –ва давать даjут давай сохраняется –ва

2. Глаголы с корнем на и (бить, пить, - бей, пей). Основы не совпадают ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего времени.

3. Есть – ешь, дать – дай, ехать – поезжай

Вариантные формы высунь, высуни, лезь, полезай, высыпь, высыпи, уведомь, уведоми.

Употребление видов.

Совершенный вид Несовершенный вид

совет, просьба побуждение, приглашение


приказание (дайте)

частицы –ка, смотри

Употребление других форм глагола в значении повелительного наклонения.

1. Инфинитив. Встать!

2. 2 лицо простого и сложного будущего времени. Пойдешь, найдешь, передашь.

3. Прошедшее время. Поплыли!

Употребление форм повелительного наклонения в других значениях.

1. Сослагательное наклонение. Да будь я…(если бы я был) в условном или уступительном контексте.

2. Изъявительное наклонение. И блесни (блеснула) мне мысль.

3. Вынужденное действие субъекта, который обязан выполнить. Субъект недоволен. А мне расупутывай.

В форме императива кроме прямого значения могут использоваться в переносном значении.

1. Для выражения реального действия, которое невозможно или трудно осуществить (чаще разговорный, интенсивный контекст). Попробуй его поймай. Жди от него помощи.

2. Формы императива используются для обозначения действия, которое осуществлялось в прошлом. (тоже реальный объект = глаголу совершенного вида прошедшего времени). Частица возьми. А он возьми да и прыгни со второго этажа.

Обязательно обозначение трагического названия – называется драматическим императивом

3. Могут выражать предположительное действие. Форма повелительного наклонения употребляется в значении сослагательного наклонения (экспрессивный контекст). Знай я такое раньше – ни за что бы не согласился. Попросил бы меня по-хорошему.

4. Значение возможного действия. Она такая красавица, хоть картину с нее пиши.

Не все глаголы имеют форму повелительного наклонения. Ограничивает семантика глагола.

a. модальные – мочь, хотеть;

b. реляционные глаголы (глаголы отношения) значить, весить, состоять, принадлежать;

c. безличные глаголы – светать, не спится, хочется, рассвело;

d. глаголы, которые обозначают действие не лица, а только предмета – таять, кипеть, колоситься, зеленеть.

В контексте императивное значение может приобрести инфинитив. Но нельзя считать его формой императива, потому что императив выражается только интонацией.

Сослагательное наклонение

Глагольное семантическое значение предположительности действия:

· желательность

· возможность

· условность

Покататься бы на лыжах инфинитив + частица бы

покатался бы на лыжах -л + частица бы (выражается формой сослагательного

наклонения, 1 не сослагательное наклонение) в Не сделал бы я

без вашей помощи

2 Знал бы я об этом – лучше бы промолчал


усл. возм. и жел.

Форма сослагательного наклонения – условное по первому из значений, поэтому форма этого наклонения всегда аналитична.

Форма сослагательного наклонения – в наследство от древнерусского языка из формы на –л омонимична форме прошедшего времени + частица бы (из формы аориста)

Парадигма из 4 форм глагола:

М.р. знал бы

Ж.р. знала бы

Ср.р. знало бы

Мн. ч знали бы

Реализуется в форме рода и числа (история)

Не выражает значение времени. Частица бы не имеет закрепленного положения и даже сливаться с союзом.

Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

Нам сказали, чтобы мы собирались в зале.

Формы сослагательного наклонения кроме прямого значения могут употребляться в переносном значении для выражения просьбы, т.е. значения повелительного наклонения (или совета). Помогли бы вы мне книги разобрать. (форма сослагательного наклонения – значение повелительное). Сходили бы вы к декану.

Частица бы может употребляться с инфинитивом или повелительным наклонением. Приди бы он раньше, знать бы мне раньше.

Такое употребление частицы бы выходит за рамки сослагательного наклонения

Изъявительное наклонение

Семантический признак – выражение реального действия.

В грамматике очень важное место занимает временное понятие, которое показывает отношение глагольного действия к моменту речи.

1. Лексические средства выражения временного значения сейчас, давно.

2. Синтаксические средства. Вот наш дом (нулевая связка есть).

На основе различных временных отношений сформировалась категория времени. Существует три отношения:

1. Действие совпадает с моментом речи;

2. Действие может предшествовать моменту речи;

3. Может следовать за моментом речи.

Каждое из времен имеет свою систему грамматических форм. Каждое время имеет свою внутреннюю парадигму. Прошедшее время противопоставлено непрошедшее время.

1). У прошедшего времени яркий формальный показатель –л, у будущего и простого настоящего формальных показателей нет.

2). Прошедшее время обладает наибольшей семантической определенностью. Временное значение прошедшего времени ярко выражено (идея предшествования). Формы прошедшего времени употребляются в прямом значении. Настоящее и будущее время употребляется в прямом, чаще в переносном (семантическое противопоставление).

3). Прошедшее время имеет все глаголы русского языка. А настоящее и будущее время ограничено видом.

Прошедшее время

Грамматическое значение связано с идеей предшествования. Форма прошедшего времени сложилась исторически от перфекта. В современном языке прошедшее время образуется от основы инфинитива возить – возил регулярное образование. ^

В некоторых глагольных формах используется ǿ прошедшего времени. Это непродуктивный способ:

1). глаголы на с, з. расти – рос (консонантная основа),

2). глаголы на чь печь – пек,

3). сти, зти нести – нес,

4). ну исчезнуть – исчез.

Прошедшее время в парадигме, состоит из 4 форм (род и число)

М.р. пошел

Ж.р. пошла

Ср.р пошло

Мн.ч. пошли

Глаголы несовершенного вида. Прямые.

1). регулярно совершающееся действие (аористическое, повторяющееся). Старик ловил своим неводом рыбу.

2). конкретное единичное действие (конкретно-процессным), очень ярко выражена идея процессуальности. Я долго рассказывал о ней. Это имперфектное значение.

3). факт прошлого. На берегу моря высились небоскребы гостиницы. Аористическое значение.

Глаголы совершенного вида.

1. завершенное действие как факт прошлого, результат его неважен для настоящего, конкретное фактическое аористическое. Нас пригласили к столу. Рассказчик умолк. Дед прошел всю войну.

2. завершенное действие, но результат сохраняется в настоящем, важен для настоящего, оставил зримый след в настоящем (довольно много). Снег запорошил землю. Дерево зазеленело. Как вы посвежели. Перфектное значение.

Строгих границ провести нельзя.

Переносное значение.

1. В значении настоящего или будущего времени (экспрессивный контекст). Так тебе и поверили (значение будущего времени). Боялся я его, как же (значение настоящего времени).

2. Пошли (форма совместного действия). Взяли! Поехали!

Кроме нормативной формы используется экспрессивные формы.

1. Глагольное-междометные

Хлоп, мах, скок, стук, прыг, цап, щелк. Заинтересовался Шахматов. Называл их глагольно-междометными. Виноградов – к глаголу они обозначают внезапно глагольное действие, совершенное в прошлом.

Нет внутренней парадигмы – неизменяемая форма (нет лица, рода, числа)! Есть вид. Но глагольная сильная.

a. Вид и время

b. Управление существительным

c. Выполняет функцию сказуемого

2. Форма давно прошедшего времени. Это формы бесприставочных глаголов с суффиксами –ва, ива, -ыва, которые обозначают регулярное повторяющееся действие, в прошлом знавал, хаживал, говаривал, едал.

Только в прошедшем времени. Непродуктивный класс (очень активен в XVIII – XIX в.в.) остаток старины, как стилистическое средство.

Настоящее время

Это грамматическое значение, которое показывает, что деятельность совпадает с моментом речи. Только глаголы несовершенного вида.

Особенности: не имеет особого формального показателя, образуется от основы настоящего времени прибавлением личных окончаний. В парадигме 6 личных форм.

ед. ч мн. ч.

I служу служим

II служишь служите

III служит служат – косвенный показатель (у будущего времени)

Опора на вид

Значение настоящего времени. Прямое.

I. Настоящее актуальное (собственно настоящее) идея совпадения действия с моментом речи выражена ярко.

Вы хотите чаю?

Что ты делаешь? Я читаю.

Вы спите? Сплю.

Дождь идет.

В диалогах, с места события, репортаж, описание с натуры

II. Настоящее неактуальное. Действие не совпадает с моментом речи.

1. Чаще всего обозначает действие, которое очень часто повторяется, привычное, неограниченное во времени, нелокализованное. Дети обычно спят крепко. Он всегда все знает. Мед от простуды помогает.

Абстрактное настоящее (настоящее вообще) часто используется в обобщениях, афоризмах.

2. Может обозначать расширенное действие, оно шире момента речи, оно частично совпадает с моментом речи (давно). Я давно уж живу не сердцем, а головой. Несколько лет я собираю материалы статьи.

3. Постоянное действие, которое протекает без всякого перерыва или обозначают какие-то постоянные отношения (часто теоретические). Волга впадает в Каспийское море. Ребенок растет быстро.

4. В ремарках (в сценическом произведении) комментирующее. Сергей (Стоит. Задумчиво сидит, затем подходит.). Совпадает со сценическим временем.

5. Не деятельность, а способность что-то делать. Потенциальное действие. Варюша хорошо поет.

6. Используется при поэтическом описании, настоящее – преобразительное. Роняет лес багряный свой убор.

Переносное значение (очень часто).

1. В значении прошедшего времени (в художественной речи) для оживления прошлого времени. Настоящее историческое. Швед, русский, колет, рубит, режет. языкового контекста – частица бывало, вдруг. Вдруг слышу – кто-то в дверь стучит. Бывало выйдешь утром в сад.

2. В значении будущего времени. Для обозначении воображаемого или намеченного действия. Завтра я иду к врачу. Представьте, что вы приезжаете летом в Ленинград

Будущее время.

Действие следует за моментом времени. Имеют все глаголы, но различают по виду, синтетическую или простую.

Будущее простое – от основы настоящего времени путем прибавления личных окончаний. В парадигме 6 личных форм глагола.

Основные значения будущего простого времени.

1). Конкретное будущее (употребляется чаще всего). Значение единичного, неповторяющегося действия. Я вернусь, когда растает снег. Весной мы посадили сирень.

2). Абстрактное будущее. Повторяющееся действие (пословицы, поговорки). Что посеешь, то и пожнешь.

3). Переносное значение употребляется для обозначения события прошлого. Будущее историческое. Проведет, бывало, по струнам, и вздрогнет сердце.

4). Внезапное действие в прошлом. Стою, слышу, и вдруг как полыхнет!

Будущее сложное

1). Все грамматические значения – лицо, число, чисто аналитическим способом.

Конкретное значение после момента речи.

Абсолютное и относительное время

Абсолютное время определяется по соотношению с моментом речи. Выражается в простом предложении. Относительное – в сложном предложении.

Если время выд. от других ориент. при сопоставлении одного действия с другим – относительное время проявляется в придаточной части сложного предложения.

абсол. относит.

Он сказал, что жалеет о случившемся. Идея совпадения с действием основного глагола.

Он сказал, что долго жалел о случившемся. Идея предшествования.

Он сказал, что будет жалеть о случившемся. Идея последующего действия.

В сложном предложении два момента ориент 1)момент речи (абсолютное время), действия, временной план глагола главной части предложения. С ним связано употребление относительного.

Глагол тесно связан с производителем действия, это выражается формальными средствами, большинство в сочетании с субъектом в именительном падеже. Такие глаголы – личные (термин невыразительный, что могут присоединяться личные, сочетаться с личными. Я пишу, слушаю. Личным противопоставляются безличные глаголы, т.е которые не способны сочетаться с субъектом в именительном падеже. Но верится с трудом. Слышится, видится. Противопоставление личных и безличных глаголов. Личные глаголы имеют особую систему форм, которое выражает отношение глагольного действия к его носителю. Знаю, знаешь, знает – знала, знающий.

Личные глаголы могут использоваться в личной или родовой форме (противоречие в термине).

Личная форма глагола имеет в своем составе личное окончание, которое указывает на определенное лицо. Условно 3 лица:

Лицо говорящее у, ем, им

На собеседника ашь, ишь, ете, ите, и, ǿ

На лицо и предмет, не участвующее в разговоре ет, ит, ат, ят, ут, ют

1и2 – личное значение в прямом смысле, собственно личные, 3-предметное значение, форма сильно нагруженная. Каждая личная форма имеет систему значений. На значении обобщенном сформировалась категория чисто грамматическая, словоизменительная. Сформировалась исторически, почти без изменений, раньше была более широкая.

Спорные моменты

Имеет строгое формальное выражение, но вопрос о показателях лица спорный.

1. Широкое понимание категории лица В.В. Виноградов. Считал, что значение лица может быть выражено двояко: аналитически, т.е. с помощью личных местоимений и синтетически. При таком понимании категория лица распространяется на все глагольные формы, только в одних – аналитические, в других – синтетические.

Он считал, я считал – аналитические, я считаю, ты считаешь – синтетические.

Аналитизм выражают самостоятельные части речи.

Отражено у Шанского, Галкиной-Федорук.

2. Узкое понимание. Значение лица выражается только морфологические средства внутриглагольной формой. При узком понимании категории лица суживается сфера распространения. Выявляется только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и повелительном наклонении (грамматика-70, 80, школьный учебник). Категория лица имеет свою парадигму, которая состоит из 11 форм у совершенного вида и 17 форм у несовершенного вида.

Подарить буд. прост. повел. накл.

подарю/им подари/ите

подаришь/ите подарит (пусть)/ят

подарят/ят ФСД давайте

подарите

Основные значения личных форм

Форма 1 лица единственного числа.

1. Основное значение – указание на лицо говорящего.

2. Для обозначения субъекта вообще – обощенно-личное значение. Мыслю, следовательно существую. Чужую беду руками разведу. Не кланяюсь богачу – свой хлеб молочу.

Во множественном числе 1 лица.

1. Действие совершается группой лиц, в составе которго есть первое лицо.

2. В значении второго лица (! Переносном) для выражения участия. Почему не спим? Что читаем?

3. Обобщенно-личное значение (переносное). Поживем – увидим.

Форма 2 лица единственного числа!!! очень часто употребляется в: а) обобощенно-личном значении (афоризм), специализируется в узком значении. В карете прошлого далеко не уедешь. Врагов шапками не закидаешь. Пойдешь в науку, примешь муку.

б) в значении 1 лица. Весь день крутишься, как белка.

Форма 3 лица единственного числа:

1. Лицо, не участвующее в диалоге или предмет.

2. Безличное значение. На улице светлеет. Субъекта нет, но формальные показатели 3 лица. Пустая форма. Меня знобит.

3. Форма 3 лица множественного числа. !!! В неопределенно-личном значении. Без конца тебе звонят. Такие туфли сейчас не носят. О ребенке никто не заботится.

У личных глаголов 4 значения

1. определенно-личное

2. обобщенно-личное

3. неопределенно-личное

4. безличное значение

Личные формы глагола имеют разную функциональную направленность, наиболее сильная и частотная форма 3 лица, ее имеют все глаголы. !!! Формы 1 и 2 л. образуют не все глаголы. Часть глаголов имеет недостаточную парадигму.

1. Отсутствие 1 л. по фонетическим причинам висеть, убедить, победить (чередование)

2. Все безличные глаголы смеркается, живется, дышится

3. Глаголы, которые обозначают действие не лица, а предмета буксовать, звенеть, белеться, таять, колоситься, возникать.

В отличие от недостающих с избыточной парадигмой изобилующие: махать – машу – махаю (разг.), полоскать – полощу – полоскаю, полыхать.

Глагол - одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себя проявить, зафиксировавшись в определённом состоянии. Этой номинативной части речи свойственны такие постоянные морфологические признаки как вид, возвратность, переходность и спряжение, к непостоянным же относятся род, лицо, число, время и наклонение. О последнем и пойдёт речь в этой статье. Как определить в русском языке, на что оно влияет, для чего вообще необходимо? Попробуем понять и, что немаловажно, запомнить.

Что же такое наклонение? Общее представление

В принципе, наклонение некоторые учёные определяют как «отношение к действительности». Довольно абстрактная формулировка, не особо поясняющая смысл этого морфологического признака, стоит признаться. Но если попытаться разобраться, всё становится предельно ясно.

Всего существует три в русском языке указывает на реальное действие и употребляется во всех трёх временах - именно оно является самым распространённым и, следовательно, самым простым для запоминания. Или же самым сложным. Существование его в трёх временных формах позволяет спрягать глаголы всеми доступными способами, из-за чего приходится запоминать огромное количество окончаний, что не всегда так уж легко.

В русском языке также встречается довольно часто. Оно обозначает приказ, просьбу, некую инструкцию - любое действие, которое должен выполнить человек не по своей воле, но по воле собеседника. Глаголы в повелительном наклонении существуют лишь в двух формах, что, конечно, упрощает работу с ними, но вместе с тем создаёт определённые трудности для тех, кто не является носителем русского языка и не может интуитивно подобрать правильное окончание.

В русском языке, его ещё называют сослагательным, показывает нереальное действие, возможное при определённых условиях. Его называют самым простым: лишь одна форма, изменяющаяся только по родам, к которой добавляется частица - определить такой элемент в тексте не составляет никакого труда.

Теперь же, когда мы имеем базовое представление о том, что такое наклонения в русском языке, примеры помогут нам разобраться в правиле лучше.

Повелительное наклонение - для чего, как

Итак, продолжаем рассматривать в русском языке. Как уже говорилось выше, оно обозначает, исходя из названия, повеление в любой его форме: приказ, просьба, вежливое поручение - смысловой оттенок зависит только от интонации, никаких особенностей в образовании формы в зависимости от мотива, который вкладывает говорящий.

Повелительное наклонение в русском языке - правило, которое отложилось в нашем подсознании, мы применяем его, даже не задумываясь. Но всё же понимать, почему именно так, а не иначе, необходимо.

Для того чтобы употреблять глаголы в повелительном наклонении, в первую очередь нужно определить, к кому нужно обратиться. Чтобы адресовать просьбу человеку, к которому говорящий обращается на «ты», используется соответствующая форма единственного числа. Для её образования нужно отнять окончание у глагола в изъявительном наклонении (читать-читаЮ-чита…, бежать-бегУ-бег…, быть-будУ-буд …) и добавить одну из двух гласных (и или й ) или мягкий знак (читаЙ, бегИ, будЬ ). Благо носители русского языка обычно интуитивно чувствуют, какое окончание выбрать, поэтому постановка глагола во второе лицо единственного числа повелительного наклонения обычно не вызывает затруднений.

Если же мы обращаемся к человеку на «вы» или же хотим адресовать нашу просьбу группе людей, то к форме единственного числа повелительного наклонения просто добавляется «те» (читайТЕ, бегиТЕ, будьТЕ ) - всё куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Неужели всё так легко?

Но это же русский язык - куда в нём без исключений? Никто не отменял глаголы, в которых при спряжении меняются корневые гласные и согласные, а то и вовсе корень полностью. Например «есть-еШЬ-ешьТЕ, ехать-поеЗЖАЙ-поезжайТЕ ». Здесь, к сожалению, правило бесполезно, поможет либо интуиция, либо банальное подсознательное знание необходимой формы - иначе никак.

Повелительное наклонение в русском языке - простейшая тема, для овладения которой необходимо уметь образовывать форму единственного числа второго лица этого наклонения, а при необходимости просто добавлять к ней «вежливое» окончание.

Употребление форм-исключений не такое частое, чтобы являться серьёзной трудностью для носителей языка. Иностранцам, правда, придётся очень постараться, чтобы добиться понимания повелительного наклонения глагола.

И ещё немножко особенностей

Во-первых, нужно учитывать образуется только от глаголов несовершенного вида - именно они отвечают на вопрос "Что делать?" (открывать-открываЙ-открывайТЕ ), тогда как совершенный вид, соответственно, - только от совершенного - с вопросом "Что сделать?" (приоткрыть-приоткрОЙ-приоткройТЕ ).

Ещё одна занятная вещь, связанная с несовершенным видом глагола: наличие суффикса "ва" после корней "зна-", "да-", "ста-" (как в словах поЗНАВАть, ДАВАть, вСТАВАть ). Обычно для образования повелительного наклонения глагол ставят в первое лицо единственного числа, соответствующего местоимению «я» (познаЮ, даЮ, встаЮ ), то есть этот суффикс пропадает, как и во всех остальных формах глагола (познаёт, даёте, достаёшь ). Но в повелительном наклонении суффикс возвращается (познаВАй, даВАйте, встаВАй ), про это забывать нельзя ни в коем случае.

А сослагательное? Образование и применение

Переходим к сослагательному условному наклонению. Здесь всё гораздо проще, чем даже в повелительном. Особенность употребления этого наклонения в том, что для его образования используется форма прошедшего времени, изменяющаяся в соответствии с родом и числом объекта высказывания, то есть для того, чтобы сказать о предмете в единственном числе, мы используем формы единственного числа прошедшего времени (пошёл, нарисовала ), а если речь идёт о группе людей или том, к кому мы уважительно обращаемся на «вы», применяется множественное число того же прошедшего времени (указали, проговорили ).

Вторым компонентом сослагательного наклонения являются частицы «бы» и «б» - выбор их зависит от контекста и чаще всего обуславливается благозвучностью фразы.

То есть когда мы хотим показать возможность действия при каком-либо условии, мы берём глагол в соответствующей форме прошедшего времени и добавляем к нему необходимую частицу: сказала бы, пошёл бы, засмеялись бы.

Ещё немного об особенностях употребления

Эта форма, кстати говоря, используется не только для выражения действия при определённом условии, но и в случае, когда мы хотим выразить мечты, желания (хотел бы, мечтал бы ) и опасения, сомнения (не случилось бы ). Наверное, правильнее будет сказать, что все эти оттенки употребляются в равной мере, поэтому используемое в школьных учебниках название «условное наклонение» очень условно (забавный каламбур получается), лучше применять термин «сослагательное наклонение».

А теперь всё ещё раз и кратко

В принципе, выше изложена вся теория по несложному правилу наклонения в русском языке. Таблица поможет закрепить его.

Практика, практика, и ещё раз практика!

Для окончательного закрепления усвоенного материала попробуйте поставить в различных наклонениях следующие глаголы.

  • В изъявительное : рисовать, смеяться, отвезти, шелестеть, отвечать, ненавидеть, выходить, отказываться, ставить, гордиться, оторвать, заказать, мурлыкать, надеяться, чесать.
  • В повелительное : идти, отрекаться, кричать, вызывать, доставаться, мечтать, достигнуть, выключиться, отдавать, цвести, пережарить, проклинать, кичиться, представить, осознавать.
  • В сослагательное : красить, посетить, появляться, велеть, уничтожать, согреваться, дышать, замирать, купить, проситься, уменьшить, оборваться, делать, поздравлять, соображать.

Подводя итоги

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения - это одно из тех базовых правил, которое не требует особого запоминания и применяется по большей части автоматически, согласно чувству языка, которое есть у каждого его носителя. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать необходимость изучения хотя бы базовой теории: без знания правила никогда не сможешь понять те или иные особенности языкового явления.

В любом случае практика порой гораздо более эффективный учитель, чем сухая теория. Огромный плюс конкретно этого случая в том, что это правило мы применяем каждый день, так что усвоить его не составит никакого труда.