Каменщик Дмитрий Владимирович – глава правления группы компаний «ИстЛайн». Пожилые и одинокие: самые богатые холостяки из списка Forbes Каменщик биография

Владельцу "Домодедово" предъявили теракт и назначили домашний арест в подмосковном особняке

Оригинал этого материала
© "Коммерсант" , 19.02.2016, Проверенным домодедовским способом, Фото: "Коммерсант"

Николай Сергеев, Елизавета Кузнецова, Егор Попов

Дмитрий Каменщик
По ходатайству СКР Басманный райсуд сегодня изберет меру пресечения владельцу группы компаний московского аэропорта Домодедово Дмитрию Каменщику . Накануне предприниматель, явившийся на допрос в качестве свидетеля, был обвинен следователем в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности , которые повлекли гибель людей в результате теракта. Следствие, похоже, рассчитывало, что господин Каменщик скроется от него, но он сказал: "Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!" После того как господин Каменщик оказался за решеткой, может быть реализован давний проект об интеграции всех трех столичных аэропортов.

Свидетеля ждали с обвинением

По данным "Ъ", повестку с вызовом на допрос к следователю по особо важным делам ГСУ СКР Сергею Дубинскому Дмитрий Каменщик получил 16 февраля. Несмотря на то что его вызывали в качестве свидетеля, господин Каменщик не исключил, что все это может завершиться его задержанием, поэтому первым делом закончил неотложные дела, после чего созвал пресс-конференцию.

Выступая на ней, Дмитрий Каменщик рассказал, что его действия, как ранее арестованных экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, бывшего главы российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светланы Тришиной и бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрея Данилова, никак не могли привести к ослаблению мер безопасности в аэропорту, а тем более способствовать совершению в нем теракта 24 января 2011 года.

"Я не вижу в деле (об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.- "Ъ") состава преступления",- заявил господин Каменщик.

Вчера в 12:30 Дмитрий Каменщик и сопровождавшие его адвокаты приехали в 1-й отдел главного следственного управления СКР, находящийся на улице Строителей. По словам источников "Ъ", владелец Домодедово был одет в спортивную куртку, толстовку и брюки в стиле милитари. С собой он принес сумку с вещами и предметами личной гигиены, которые могут потребоваться в тюрьме.

Говорят, что, увидев свидетеля, подготовившегося к посадке, следователь то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался, почему тот, имея под контролем крупный аэропорт, даже не попытался исчезнуть из страны. У владельца Домодедово действительно были все возможности оказаться за границей. Меру пресечения для него никто не избирал; на транспортных объектах так называемые сторожки на него не выставлялись, а наблюдения за ним никто из подчиненных не замечал. С другой стороны, арест его бывших сотрудников, в том числе госпожи Тришиной, воспитывающей двух малолетних детей, свидетельствовал о том, что следствие настроено самым жестким образом. "Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!" - сказал тем не менее господин Каменщик.

Источники, близкие к следствию, сообщили, что следственные действия с участием Дмитрия Каменщика продолжались до 18 часов. За это время его вначале допросили в качестве свидетеля, потом ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), а после этого допросили еще и как обвиняемого.

Свою вину Дмитрий Каменщик не признал, дав развернутые показания по каждому пункту, который интересовал сотрудников оперативно-следственной бригады.

Дмитрий Каменщик дал развернутые показания

По версии следствия, в декабре 2007 года в Домодедово была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс", по которой лица, направляющиеся в него, должны проходить через рамки стационарных металлоискателей, а при необходимости - досматриваться и сотрудниками транспортной полиции.

Однако, считает следствие, выполнение действий "по соблюдению необходимого уровня авиационной безопасности" было сопряжено с дополнительным временем нахождения посетителей и пассажиров на входных группах в аэровокзальный комплекс Домодедово, что привело к образованию очередей. Увеличение пассажиропотока, полагают в ГСУ СКР, требовало от Дмитрия Каменщика и других неустановленных владельцев предприятий аэровокзального комплекса принятия незамедлительных мер по его реконструкции и увеличению входных групп и, как следствие, дополнительного расходования средств.

Господин Каменщик и другие обвиняемые, считает следствие, в период с 2009 по 2010 год приняли решение разработать и ввести новую "Технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс Домодедово", в соответствии с которой сокращалось время нахождения пассажиров на входах в аэропорт. По данным следствия, технология предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности. Он досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров, но при этом сами они процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили. Досмотр же входящих в аэровокзальный комплекс осуществлялся выборочно. Таким образом, применение новой технологии, считает следствие, позволило сократить время нахождения пассажиров и посетителей у входов, но при этом "увеличило вероятность проноса взрывного устройства", чем и воспользовался террорист-смертник Магомед Евлоев, самоподрыв которого привел к гибели 37 человек и ранению еще 170.

Следствие считает, что к тяжким последствиям для пассажиров привели действия господина Каменщика и других обвиняемых.

Сам владелец Домодедово, по данным "Ъ", дал развернутые показания о том, что технологии 2007 и 2010 годов имели лишь одно существенное различие. В соответствии с последним документом, на входах в аэропорт дежурили уже не только сотрудники службы авиационной безопасности, но и полицейские. Именно последние по закону могли осуществлять досмотр не только вещей, но и самих пассажиров, однако делали это выборочно. Стопроцентный досмотр в аэропортах в то время вводился в случае возникновения угрозы терактов. Правила же, обязывающие проверять всех пассажиров, были введены уже после взрыва 2011 года.

В качестве доказательств невиновности господина Каменщика были приведены решения нескольких судов, как общей юрисдикции, так и арбитражного, установивших, что тотальный досмотр на момент теракта еще не был узаконен, а собственник аэропорта не должен отвечать за действия террориста, однако это не произвело на следователя никакого впечатления. После допроса следователь Дубинский вынес постановление о задержании господина Каменщика на двое суток. Ночь он провел в ИВС на Петровке, 38. Между тем уже вчера вечером ГСУ СКР обратилось в Басманный райсуд с ходатайством об избрании владельцу Домодедово меры пресечения в виде ареста.

Предполагается, что рассматривать его начнут в 14 часов. Представители самого бизнесмена готовы внести за него залог или предложить избрать ему меру пресечения в виде домашнего ареста. Очевидно, он может рассчитывать и на определенную поддержку Генпрокуратуры, которая ранее призывала не брать под стражу трех других фигурантов громкого дела, так как для этого нет никаких оснований: они (как и господин Каменщик, кстати) исправно ходили на все следственные действия, не пытались скрыться, оказать давление на свидетелей. При этом прокуроры считали, что само уголовное дело должно быть переквалифицировано на более легкую часть 1 и прекращено за истечением срока давности. Жалобы адвокатов и прокуроров на арест обвиняемых Мосгорсуд рассмотрит на следующей неделе.

[ИА"РБК", 19.02.2016, "Суд отправил Каменщика под домашний арест" : Басманный суд столицы в пятницу поместил на два месяца под домашний арест владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика. До 18 апреля Каменщик будет находиться в своем загородном доме в подмосковном поселке Одинцово, передает корреспондент РБК из зала суда.
Суд также наложил стандартные ограничения по общению: запретил пользоваться почтой, телефоном и интернетом и вести переговоры с использованием средств связи с кем либо без разрешения следователя. Общаться обвиняемый может только близкими родственниками, адвокатами и следственной группой.
Изначально следствие ходатайствовало о помещении владельца аэропорта под стражу. Однако сегодня в ходе суда стало известно, что данное ходатайство отозвано, в итоге следствие попросило поместить Каменщика под домашний арест. [...]
В свою очередь прокурор, оглашая позицию Генпрокуратуры, призвал судью освободить Каменщика в зале суда. Он заявил, что нет никакой причинно-следственной связи между действиями менеджмента аэропорта и взрывом террориста, а значит, нет и состава преступления. [...]
Адвокаты обвиняемого предложили внести залог в 15 млн. руб. при этом они настаивали, что любая мера пресечения будет необоснованной. «Каменщик проживает в селе Одинцово (Домодедовский район Подмосковья) уже несколько лет и свое место жительства не менял. Имеет постоянное место работы», - рассказывала адвокат Анна Ионова и продемонстрировала суду характеристику от сотрудников, где он «характеризуется как добропорядочный гражданин и ответственный человек». - Врезка К.ру]

Адвокаты Дмитрия Каменщика вчера были недоступны для комментариев. В свою очередь, пресс-служба Домодедово распространила пресс-релиз, из которого следовало, что его задержание является необоснованным, а сам аэропорт работает в штатном режиме.

["Коммерсант", 10.02.2016, "Владельцам Домодедово готовят показательную базу" : Как стало известно "Ъ", экс-директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов, бывший глава российского представительства компании Airport Management Company Limited Светлана Тришина и бывший управляющий директор ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити" Андрей Данилов заранее получили повестки, в соответствии с которыми в минувший понедельник, 8 февраля, им необходимо было прибыть в здание ГСУ СКР, находящееся в Техническом переулке. Несмотря на то что целью вызова в повестках указывалось предъявление обвинения, грозившее подозреваемым заключением под стражу, никто из них не пытался уклониться от следственных действий. Например, господин Некрасов ради них вернулся из Сочи, где находился в последнее время. Проблемы с визитом к следователю, как рассказали источники "Ъ", возникли только у госпожи Тришиной, маленький ребенок которой находился в больнице в ожидании плановой операции на почке. В результате Вячеслав Некрасов и Андрей Данилов, которых сопровождали адвокаты, приехали на следственные действия сами, а вот Светлану Тришину в Технический переулок доставили прямо из больницы, оформив это как принудительный привод. […]
Во всех трех случаях представитель ГСУ СКР указывал, что фигуранты обвиняются в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание до десяти лет заключения), что, имея загранпаспорта, они могут уехать от следствия, а также помешать ему, оказав давление на свидетелей. Сами обвиняемые и их защитники говорили, что пытались отдать паспорта представителям следствия, но те их не брали, очевидно, чтобы дать повод для ареста. "За более чем пять лет, что ведется расследование, я ходил на все следственные действия, а когда выезжал за границу, всегда возвращался",- сказал Вячеслав Некрасов, как и другие фигуранты уголовного дела отрицающий свою вину. - Врезка К.ру]

Силовая интеграция

Отметим, что именно после теракта 2011 года власти заинтересовались структурой собственности Домодедово . Генпрокуратура и Счетная палата пытались установить конечного бенифициара аэропорта и дать ответ на вопрос тогдашнего президента Дмитрия Медведева о том, кто "спрятан" за структурой бенефициарных компаний. "Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности",- говорил тогда президент.

В 2011 году при подготовке к IPO, которое так и не состоялось, Домодедово опубликовало данные о конечном бенефициаре на сайте Лондонской фондовой биржи. Им оказался Дмитрий Каменщик. Он же с 1995 года возглавлял совет директоров аэропорта.

В 2013 году аэропорт официально сообщал , что конечным собственником предприятий является Дмитрий Каменщик. Тогда же структуры единственного бенефициара раскрыли схему собственности и управления аэропортом, намереваясь привлечь облигационный заем на $350 млн. Выяснилось, что ключевая кипрская компания DME Ltd (стопроцентный бенефициар - Дмитрий Каменщик) контролирует пять офшоров, на которые завязан весь аэропортовый бизнес. Одновременно стали известны финансовые показатели управляющей компании: аэропорт оценивался в $1,6 млрд, выручка - на уровне 37 млрд руб., а операционная прибыль за полугодие - более 5 млрд руб.

В середине 2015 года глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что собственники Домодедово "никуда не скрывались, они были в Москве, и их имена всем известны". Но глава ведомства подчеркнул, что СКР добивается того, чтобы собственники "возместили тот колоссальный вред, который был нанесен терактом". По его словам, "собственники пять лет уходили от ответственности, причем не от уголовной, а от материальной".

Источники "Ъ" в авиаотрасли говорят, что демонстративное задержание господина Каменщика - "четкий сигнал к тому, что будут развиваться планы глубокой интеграции трех московских аэропортов, но уже с применением силовых методов". При этом аэропорт Домодедово может быть фактически реприватизирован. В 2011 году, когда произошел теракт в Домодедово, правительство решило, что Шереметьево и Внуково, имеющие госдолю, необходимо объединить в единый комплекс. При этом частные владельцы Домодедово входить в объединенную компанию не собирались, а продать активы были готовы не меньше чем за $4-5 млрд. Источники "Ъ" говорили еще в 2013 году, что объединение московских аэропортов бессмысленно без участия Домодедово. Поэтому единственным выходом собеседники "Ъ" тогда видели снижение государственных инвестиций в аэропорт, что вынудит его владельцев пойти на уступки.

Впрочем, и в самом аэропорту признавали, что принадлежность Домодедово частным владельцам ставит под угрозу выделение средств из федерального бюджета, в том числе на третью взлетно-посадочную полосу и реконструкцию существующих объектов. "Учитывая то, что Шереметьево и Внуково контролируются государством, существует риск, что финансирование развития этих двух аэропортов станет для него приоритетным", говорилось в проспекте аэропорта к евробондам. Отметим, что параллельно с задержанием господина Каменщика на финальную стадию вышла консолидация частных и государственных активов Внуково и Шереметьево. Соответствующие распоряжения правительства были опубликованы на днях. После завершения консолидации доля РФ в капитале ОАО "Международный аэропорт Внуково" составит 25,1%, доля негосударственных акционеров - 74,8%. Госдоля в консолидированном Шереметьево составит 31,6%, частные акционеры (TPS Avia Holding Аркадия Ротенберга) получат 68,4%.

["Ведомости", 19.02.2016, "Дмитрий Каменщик ответит за теракт" : Следующим шагом может быть появление покупателя на «Домодедово», считают опрошенные «Ведомостями» источники в крупных инвесткомпаниях и фондах, в том числе прежде изучавших возможность приобретения «Домодедово». Впрочем, в среду Каменщик заявил, что ему предложений о продаже не поступало. Он готов был продать аэропорт осенью 2011 г., но до сделки не дошло. Тогда аэропортом интересовались «Альфа-групп», группа «Сумма», «Ренова». Представители двух последних уверяют, что не интересуются «Домодедово».
На прошлой неделе правительство согласилось передать контроль над главным конкурентом «Домодедово» – «Шереметьево» – структуре TPS Avia Group, подконтрольной Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько. «Интереса к «Домодедово» ни у нас, ни у наших партнеров по TPS Avia Group нет», – отметил представитель Ротенберга. - Врезка К.ру]

]), после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию . В 1990 году Каменщик поступил на философский факультет Московского государственного университета, но бросил учебу уже на втором курсе , (по другим сведениям, он поступил и ушел с факультета в конце 1980-х годов ).

В 1990 году Каменщик создал туристическую фирму "Малахит", которая занималась организацией шоппинг-туров в Китай , , , , , (по другим данным, обслуживала корейских туристов ). Новый бизнес Каменщика хорошо развивался, и вскоре он арендовал первый грузовой самолет для челночного бизнеса. По некоторым данным, схема, которую предлагала его компания, позволяли челнокам существенно "снизить расходы на транспортировку товара и его таможенную очистку". По ней товар еще в Китае скупался подставной компанией, которая фрахтовала самолет, причем часть груза отправлялась официально и растаможивалась по минимальной цене, а часть - контрабандно, а самолет вылетал со значительным превышением задекларированной загрузки. По данным ИА "Стрингер", к 1992 году компания обслуживала 80 процентов товарооборота России с КНР и начала поставлять бытовую технику из Объединенных Арабских Эмиратов. Агентство публиковало также сведения, согласно которым в начале 90-х годов деятельность "Малахита" могла быть связана с организованной преступной группировкой "уралмашевцев" , , . Впрочем, сам Каменщик заявлял, что его компания начала заниматься международными грузовыми перевозками только в конце 1993 года .

В 1992-1993 годах Каменщик был генеральным представителем в Москве зарегистрированного в 1991 году в Свердловске совместного советско-лихтенштейнского предприятия "Ист Лайн" (East Line) (в ряде СМИ при этом сообщалось, что фирмами из Лихтенштейна оно было зарегистрировано на Кипре только в 1994 году , ) , , , .

В 1994-1995 годах Каменщик занимал пост генерального директора авиакомпании АОЗТ "Ист Лайн" , , и в 1995 году стал председателем совета директоров группы "Ист Лайн" , , . К тому времени группа получила контроль над московским международным аэропортом "Домодедово". Некоторые поздние источники сообщали, что сам Каменщик в 1993 году стал председателем его совета директоров, однако в его официальных биографиях точная дата не указывалась , .

В 1993-1994 годах "Ист Лайн" и Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА) создали в аэропорту Домодедово дочерние предприятия, которые взяли аэрокомплекс под свой контроль. Отмечалось, что успешному бизнесу фирмы Каменщика немало способствовали ее "хорошие отношения" с областной администрацией. В 1997 году "Ист Лайн" заполучил контрольный пакет и самого ДПО ГА. Таким образом Каменщик, утверждали СМИ, стал фактическим владельцем "Домодедово" , , , , , , .

В 1997 году для управления аэропортом была создана "Группа Ист Лайн", в которую вошли офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и еще 15 коммерческих организаций. Вплоть до 2011 года Домодедово оставался единственным аэропортом московского узла с непрозрачной структурой собственности, управлявшимся через разветвленную сеть офшорных компаний, в числе которых называли Airport Management Company Ltd, Hacienda Investments, Copperwood Nominees и FML (компания-владелец "Ист Лайна"), руководителем или представителем некоторых из них был сам Каменщик , , , , , , . В 1998 году группа получила взлетно-посадочную полосу Домодедово в аренду сроком на 75 лет со ставкой платежей в 107 тысяч долларов ежегодно , .

По некоторым сведениям, интересы Каменщика в 90-е годы защищал вице-премьер Олег Сосковец . Сам Каменщик при этом считался непубличной фигурой; впервые он выступил перед прессой только в 1998 году , .

К 2000 году парк авиакомпании "Ист Лайн" состоял из 50 самолетов, она считалась самой крупной грузовой авиакомпанией России . В 2005 году Каменщик вошел в совет директоров Европейского отделения Международного совета аэропортов (Airports Council International Europe) . Как член правления ACI Europe и председатель совета директоров "Домодедово" он фигурировал на сайте организации и в 2011 году . В СМИ он упоминался как советник председателя Государственной думы РФ Бориса Грызлова и губернатора Московской области Бориса Громова , а также как член Совета по предпринимательству при правительстве РФ , .

Отмечалось, что возглавляемая Каменщиком группа "Ист Лайн" вложила много средств в развитие комплекса "Домодедово" , еще в 1995 году компания начала строить в аэропорту новый грузовой терминал . Долгое время в прессе писали, что Домодедово является единственным современным аэропортом московского узла . К нему в 2002 году первыми в России были запущены поезда-экспрессы , а в 2009 году "Домодедово" стало первым российским аэропортом, получившим разрешение на прием и вылет самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 , .

Кроме авиации, "Ист Лайн" занимался также девелопментом (у компании было несколько проектов рядом с Домодедово и Шереметьево) и машиностроением. В 2002 года компания купила ряд машиностроительных активов, в том числе самого крупного производителя электропоездов в России, "Демиховский машиностроительный завод", и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), но продала их в 2004 году , , . В том же году группа "Ист Лайн" продала компании "Тесис" принадлежавшего ей пассажирского и грузового авиаперевозчика "Ист Лайн", чтобы сконцентрироваться на управлении аэропортом , , .

На протяжении ряда лет пресса писала о том, что у "Ист Лайна" могут отобрать "Домодедово". "Росимущество" неоднократно заявляло о намерении вернуть "Домодедово" в собственность государства, пытаясь в судах различных инстанции добиться признания недействительными соглашения о сдачи в аренду ВПП и договора, подписанного в 1997 году с ДПО ГА, согласно которому офшор Hacienda Investments Limited получила здания комплекса "Домодедово". В ноябре 2005 года президент РФ Владимир Путин высказался по поводу конфликта с "Ист Лайном", отметив, что "государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес" . В 2006 году было заключено мировое соглашение между "Ист Лайном" и Росимуществом, предусматривавшее повышение арендных платежей управляющей компанией, а в 2007 году президиум Высшего арбитражного суда РФ прекратил производство по иску о признании договора недействительным , , , , , .

Кроме Каменщика, в числе конечных владельцев аэрокомплекса в прессе назывались его партнеры Дмитрий Шаклеин, возглавлявший московское представительство структуры группы "Ист Лайн" - кипрской компании Hacienda Investments Limited, на которую была записана вся недвижимость "Домодедово", и Валерий Коган, о котором писали, что он, в отличие от Каменщика, не осуществлял оперативное управление, а занимался тем, что "решал вопросы" , , . В разные годы собственниками аэропорта также назывались и другие лица - иностранцы Шон Кайрнс и Джейн Петерс (Sean Cairns, Jane Peters, совладельцы FML), а также сын председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина , Владимир, в 2001 году, по некоторым данным, купивший 51 процент "Ист Лайна" , , , , , . По сведениям "Московского комсомольца", всего с 1991 года владельцы "Домодедово" менялись 13 раз .

Руководство "Домодедово" упоминалось в прессе также и в связи с рядом чрезвычайных происшествий. Так, в декабре 2010 года после ледяного дождя аэропорт "Домодедово" был обесточен на сутки, из-за чего тысячи пассажиров не смогли улететь из Москвы. 24 января 2011 года в зоне прилета международных рейсов аэропорта произошел теракт, в результате которого погибло 37 человек. Частичная ответственность за оба события была возложена на менеджмент аэропорта , , , , . В апреле 2012 года уголовное дело по факту необеспечения безопасности, заведенное после теракта, было закрыто: как выяснилось, в начале 2011 года система транспортной безопасности была еще нерегламентирована. При этом в ходе расследования дела были выявлены ряд фактов мошенничества в аэропорту, связанные, в том числе, с поставками авиатоплива , .

В ноябре 2010 года было объявлено о возможном выводе акций кипрской компании DME Airport Limited - оператора и владельца "Домодедово" - на биржу. По некоторым сведениям, она была специально создана "специально под грядущее IPO" . Аналитики предполагали, что IPO могло пролить свет на информацию об истинных бенефициарах аэрокомплекса , . В мае 2011 года "Домодедово" опубликовало данные о своих акционерах. Тогда сообщалось, что Каменщик является бенефициаром всех ста процентов управляющей компании аэропорта, причем в этом качестве был назван офшор с другим названием - DME Limited, зарегистрированный на острове Мэн , , . Впрочем, уже через несколько дней после этого было объявлено, что "Домодедово" откладывает вывод акций на биржу .

В апреле 2011 года президент России Дмитрий Медведев , комментируя ситуацию вокруг аэропорта, заявил, что "коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности" , , . В июне 2011 года в офисах "Ист Лайна" прошли обыски, и, несмотря на раскрытие информации о собственниках аэропорта, был допрошен и сам Каменщик. Отмечалось, что показания он давал для того, чтобы помочь правоохранительным органам помочь "разобраться в вопросах владения акциями аэропорта" .

21 июля 2011 года в Следственном комитете РФ заявили, что при допросе Каменщика в качестве свидетелей по делу о безопасности в аэропорту "Домодедово", тот заявил, что не является его собственником. Также Каменщик рассказал следователям, что действительно управляет аэропортом по контракту с Airport Management Company Ltd и является консультантом данного офшора. И Каменщик, и Валерий Коган, также проходящий свидетелем по этому делу, назвать настоящих владельцев "Домодедово" отказались , .

Каменщник - лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого (2001) и премии "Персона года-2001". Также он награжден орденом "Слава России", учрежденным музейно-выставочным центром "История отечественного предпринимательства" , , .

В 2004 году Русский Forbes оценивал состояние Каменщика в 270 миллионов долларов . В 2011 году то же издание отмечало, что его состояние составляет 1,1 миллиарда долларов, а журнал "Финанс" называл бизнесмена владельцем состояния в 1,2 миллиарда долларов , .

Каменщик женат, у него есть сын , , , . По сведениям СМИ, предприниматель увлекается спортом - восточными единоборствами (имеет черный пояс по чхвегвандо), сноубордом, дайвингом и катанием на горных лыжах. Пилотирует спортивные самолеты , , .

Использованные материалы

Николай Сергеев . Для дела о транспортной безопасности не было повода. - Коммерсантъ-Online , 20.04.2012

Елена Белова . Теракт без регламента. - Газета.Ru , 20.04.2012

Сергей Машкин . Аэропортом Домодедово не удалось овладеть. - Коммерсантъ , 21.07.2011. - № 132 (4673)

Следственный комитет признал, что ему не известны собственники аэропорта "Домодедово". - NEWSru.com , 20.07.2011

Дмитрий Каменщик допрошен при выемке документов в "Домодедово". - Интерфакс , 30.06.2011

Каменщик Дмитрий Владимирович. - Коммерсантъ-Online , 31.05.2011

Алексей Непомнящий, Анастасия Дагаева . Каменщик отменил шоу. - Ведомости , 31.05.2011

Константин Аракелов . Домодедово не взлетело. - Пf - Сообщество инвесторов. Авторские блоги. , 31.05.2011

Владельцем 100% Домодедово оказался Дмитрий Каменщик. - Газета.Ru , 18.05.2011

Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловск. После школы поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу в танковых войсках, после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

После армии в 1990 году поступил на философский факультет МГУ, через полтора года ушёл в академический отпуск. В 2000 году окончил социологический факультет МГУ по специализации экономическая социология. В 2003 году на экономическом факультете МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

В 1991 году екатеринбургский предприниматель Антон Баков зарегистрировал СП «Ист Лайн» для организации авиаперевозок. Дмитрий Каменщик - генеральный представитель компании в Москве. В 2013 году Антон Баков в интервью «Коммерсанту» называл себя учредителем СП «Ист Лайн» и утверждал, что вышел из бизнеса в начале 1994 года, продав свою долю Каменщику за 10 тысяч долларов.

В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта. С 1993 года для обеспечения перевозок «Ист Лайн» арендовал самолёты Ил-76 Домодедовского производственного объединения гражданской авиации: компания наладила чартеры в Европу и Азию. Каменщик создал одноимённую авиакомпанию, которая постепенно наращивает собственный авиапарк, выбиваясь в лидеры рынка грузоперевозок.

Начиная с 1994 года «Ист Лайн» совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации на базе аэропорта Домодедово создал несколько профильных предприятий, отвечающих за различные виды аэропортовой деятельности: бортовое питание, грузовой комплекс, хэндлинг и другие. В рамках сотрудничества аэропорт предоставил изношенное, выработавшее свой ресурс имущество, а «Ист Лайн» взяла на себя обязанность полной реконструкции как самих инфраструктурных объектов, так и системы управления.

В 1998 году имущество аэродрома, не подлежащее передаче в частную собственность, было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет В итоге был завершён процесс смены собственника аэропортовых активов, который проходил посредством реализации ряда капиталоемких инвестиционных проектов. В том же году Каменщик становится председателем совета директоров аэропорта Домодедово.

Наряду с аэропортовой деятельностью холдинговая компания Каменщика DME Ltd. развивает ещё одно направление - синергетическую конурбацию «Аэротрополис». Вокруг «Домодедово» запланирован индустриальный кластер, включающий скоординированные друг с другом логистические и транспортные узлы, торговые центры, районы деловой застройки и гостиничные комплексы

С 2000 по 2004 год - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, в прошлом был советником председателя Государственной Думы, советником губернатора Московской области.

В апреле 2015 года журнал Forbes оценил состояние Дмитрия Каменщика в 3,8 млрд долларов, что соответствовало 27 месту в рейтинге богатейших бизнесменов России. Сообщалось, что за год состояние владельца «Домодедово» в денежном выражении росло быстрее всех из сотни членов рейтинга.

В 2016 году 18 февраля Дмитрий Каменщик был задержан по обвинению в нарушении части 3 статьи 238 УК РФ, по делу о теракте в Домодедово 2011 года. В сентябре уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Дмитрий Каменщик - бизнесмен, предприниматель, председатель совета директоров группы DME, которая объединяет в себе 23 компании, а также председатель совета директоров аэропорта Домодедово. В рейтинге Forbes «Богатейшие бизнесмены России», опубликованном в апреле 2015 года, занимает 27 строчку рейтинга с состоянием 3,8 млрд. долларов.

Биография Дмитрия Каменщика

Дмитрий Владимирович Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловске в семье радиофизиков. Детство будущего миллиардера ничем примечательным не отличалось. После окончания школы он поступил в Московский энергетический институт на факультет энергофизики.

В период с 1986 по 1988 год проходил военную срочную службу в танковых войсках. После возращения с армии пару лет проработал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

В 1990 году решил продолжить учебу и поступил в МГУ на факультет философии, правда, через некоторое время ушел в академический отпуск. А в 2000 году закончил обучение на социологическом факультете МГУ по специальности экономическая социология. Через три года защитил в этом же университете диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

В 2000-2004 годах являлся членом Совета по предпринимательству при Правительстве России. Кроме того, в биографии Дмитрия Каменщика также есть должности советника председателя Государственной думы и советника губернатора Московской области.

Основные вехи развития бизнеса

Свой первый бизнес Дмитрий Каменщик создал в 23 года, когда учился в институте. Тогда же, с однокурсниками основал компанию «Ист Лайн», главным направлением деятельности которой было экспедирование и авиационная перевозка грузов. Офис компании на тот момент располагался в съемной квартире будущего миллиардера, потому что в ней был телефон. Будущий олигарх являлся генеральным представителем этой компании в Москве.

В 1992 году аэропорт Домодедово получает статус международного аэропорта. С этого времени и началось развитие бизнеса Дмитрия Каменщика. Компания «Ист Лайн» стала брать в аренду самолеты и организовала чартеры в Польшу, а затем и в Пекин. При этом, компания занималась как пассажирскими, так и грузовыми рейсами.

В 1993 году на базе аэропорта Домодедово были созданы несколько предприятий. Каждое из предприятий занималось определенным видом услуг, которые предоставлялись аэропорту. В это же время создается совместное предприятие, объединяющее «Ист лайн» и аэропорт, которое занимается инвестициями в грузовой терминал. Через новую компанию начинает проходить основной поток грузов всех российских челноков. Так, постепенно наращивая обороты и расширяя авиапарк, компания выбивается в лидеры. В 1994 году Каменщик занял пост генерального директора, через год стал председателем совета директоров группы компаний «Ист Лайн». Еще через несколько лет весь аэровокзальный комплекс становится собственностью бизнесмена и партнеров. Все, что входит в собственность аэропорта, перешло в долгосрочную аренду «Ист Лайн» на 75 лет.

Уже в 1998 году миллиардер занял пост председателя совета директоров аэропорта «Домодедово».

В 2002 году компания Каменщика стала заниматься машиностроением. Главной целью было снизить дефицит в электричках. Именно поэтому Каменщик скупил практически 99% акций «Демиховского машзавода». Чуть позже был куплен завод «Центросвар» и Октябрьский электровагоноремотный завод. Помимо этого,было создано проектное бюро транспортного машиностроения «НПО Трансмаш».

Правда, уже в 2004 году Дмитрий Каменщик продает собственную авиакомпанию, считая направление уже бесперспективным. В этом же году Росимущество начинает дело по оспариванию результатов приватизации аэропорта, но через несколько лет Высший арбитражный суд прекратил производство по делу. В 2012 году Росимущество и вовсе отказалось от претензий к компании бизнесмена. При этом ставка аренды была повышена практически в четыре раза.

В 2011 году имя Каменщика вновь появилось в прессе. В этот раз скандал был связан с терактом в Домодедово. В этот период правоохранительные органы пытались выяснить, кто же является конечным собственником аэропорта. При этом себя бизнесмен называл не владельцем, а руководителем аэропорта. Свою должность он подтвердил контрактом с Airport Management Company Ltd. Однако назвать конечных владельцев он отказался.

Хотя известно, что в 2011 году во время подготовки к IPO на сайте Лондонской фондовой биржи была размещена информация, что конечным владельцем является именно Дмитрий Каменщик. Через два года Дмитрий Каменщик был официально объявлен единственным владельцем, бенефициаром группы компаний, председателем совета директоров аэропорта Домодедово. Миллиардер назвал сокрытие собственников всего лишь защитой от всяческих рейдерских атак.

На сегодняшний день основным капиталом Каменщика является группа DME - холдинг, состоящий из 23 различных компаний. В основе - аэропорт Домодедово и «Аэротрополис». Это индустриальный холдинг, который включает в себя логистические, транспортные узлы, различные торговые центры, гостиничные комплексы и деловые застройки.

Несмотря на всю состоятельность и рост дохода самого бизнесмена, у аэропорта Домодедово по итогам прошлого года чистого отрицательного долга насчитывается больше девятисот миллионов рублей. А основным партнером является Валерий Коган, который занимает должность председателя наблюдательного совета. За 2012-2013 годы Каменщик получил более 19 млрд. рублей дивидендов от владения аэропортом.

Известно, что бизнесмену принадлежит 23 тысячи гектаров земли в Домодедовском районе, что по подсчетам равно одной четверти территории Москвы в пределах МКАД.

Общественная и личная жизнь

Дмитрий Каменщик не женат, детей нет. Хотя некоторые источники утверждали, что у миллиардера есть жена и сын. Сам же он эту информацию опровергает. В свободное время любит заниматься дайвингом, кайтингом и горными лыжами. Также увлекается пилотированием реактивных самолетов и искусством шанги.

Не любит быть на виду, давать интервью, считает себя абсолютно не публичным человеком. Предпочитает тишину и отдых подальше от общества. Может быть, поэтому о владельце аэропорта практически ничего не известно, а его личная жизнь и успехи в бизнесе так и остаются за плотным занавесом. Несмотря на это, Дмитрий Каменщик за последние годы в рейтинге богатейших бизнесменов идет только вверх.

0 26 апреля 2016, 15:38

Александр Мамут, Даниил Хачатуров, Михаил Прохоров

Список мы уже видели, а теперь настало время присмотреться внимательнее к самой интересной категории этого рейтинга — холостякам. Назвать этих женихов прекрасными принцами можно, конечно, только с натяжкой, ведь подавляющему большинству из них уже перевалило за пятьдесят лет, но все равно эти мужчины — по понятным причинам — продолжают оставаться для многих женщин предметом самых страстных мечтаний. Рассказываем о них подробнее.

Михаил Фридман, 51 год и 13,3 миллиарда долларов

Председатель совета директоров LetterOne Holdings не комментирует личную жизнь, но все и так всем известно. С женой Ольгой, с которой бизнесмен вместе учился в МИСиС, Фридман развелся около 10 лет назад, и та сейчас, по слухам, вместе с двумя дочерьми живет во Франции. В свет предприниматель выходит вместе с нынешней гражданской женой Оксаной, от которой у него есть еще двое детей, однако связывать себя узами брака холостяк не спешит.


Михаил Фридман

Дмитрий Рыболовлев, 49 лет и 7,7 миллиарда долларов

Дмитрий Рыболовлев, наверное, женится еще нескоро: бывшая жена и мать его двоих детей при разводе забрала у экс-владельца "Уралкалия" и председателя футбольного клуба "Монако" 604 миллиона долларов. Кому сейчас отдано сердце предпринимателя, страстно увлеченного искусством, точно не известно.


Дмитрий Рыболовлев

Михаил Прохоров, 50 лет и 7,6 миллиарда долларов

Один из богатейших людей страны, политик и владелец баскетбольного клуба НБА "Бруклин Нетс" жениться не собирается — Прохоров убежденный холостяк, что не мешает ему весело проводить время в компании длинноногих симпатичных блондинок.


Михаил Прохоров

Сергей Попов, 44 года и 4,5 миллиарда долларов

Акционер "МДМ Банка" славится эксцентричным и трудным характером и тем, что не любит публичность. Он в разводе, имеет двоих детей и практически не появляется в свете.


Сергей Попов

Дмитрий Каменщик, 47 лет и 2,9 миллиарда долларов

Несмотря на внушительное состояние завидным женихом председателя совета директоров аэропорта Домодедово назвать трудно, так как сейчас он связан с уголовным делом о теракте в Домодедово в 2011 году и находится под домашним арестом. Официально женат не был, но воспитывает пятерых детей.


Дмитрий Каменщик

Александр Светаков, 48 лет и 2,9 миллиарда долларо в

Председатель совета директоров инвестиционной группы "Абсолют" тоже обжегся при разводе — бывшая жена бизнесмена получила 40 миллионов долларов в качестве отступных. С кем сейчас встречается, неизвестно. Активно занимается благотворительностью — например, потратил 800 миллионов рублей на строительство школы-интерната в Подмосковье.


Александр Светаков

Александр Мамут, 56 лет и 2,4 миллиарда долларов

Управляющий акционер Rambler & Co и меценат дважды был женат (причем оба раза на одноклассницах) и воспитывает пятерых детей, двое из которых приемные. После смерти второй жены так в брак и не вступил, хотя крутил романы со многими известными и красивыми девушками — дочерью Павла Чухрая Анастасией и Аленой Ахмадуллиной, например.


Александр Мамут

Данил Хачатуров, 44 года и 1,4 миллиарда долларов

Президент ГК "Росгосстрах" и бывший муж Ульяны Сергеенко сейчас встречается с режиссером Анной Меликян, фильмы которой финансирует, поэтому не то чтобы совсем холостяк. Однако пока эта пара не связала себя официальными узами брака, охотницы за капиталом могут по-прежнему рассматривать Хачатурова как потенциального жениха.


Данил Хачатуров

Олег Бойко, 51 год и 1,2 миллиарда долларов

Президент инвестиционного холдинга Finstar разведен и не имеет детей. Личную жизнь не афиширует, но как-то в одном интервью заявил, что ищет домработницу с обязанностями жены. Что-то нам подсказывает, что желающих много…


Олег Бойко

Аркадий Ротенберг, 64 года 1 миллиард долларов

Владелец заводов-пароходов и близкий друг Владимира Путина был женат дважды, имеет пятерых детей и даже уже внуков. Вновь в брак вступать не спешит.


Аркадий Ротенберг

Николай Максимов, 58 лет и 0,95 миллиарда долларов

Инвестор и совладелец "Макси-Групп" разведен с 2005 года. От первой жены у бизнесмена двое взрослых детей и внуки, также есть сын от гражданской жены и бывшего партнера по бизнесу Оксаны. Она сейчас, между прочим, проходит ответчиком по судебному делу о взыскании 7,3 миллиарда рублей, так как компания Максимова, на которую подан иск, была зарегистрирована на нее, а не на бизнесмена.


Николай Максимов

Сергей Гордеев, 43 года и 0,9 миллиарда долларов

Увы, и снова мало что можно сказать о личной жизни ГК "ПИК": не женат, детей нет. Порой складывается ощущение, что в жизни Гордеева только одна страсть — искусство: увлекается архитектурой, учредил фонд "Русский авангард", поддерживает театр и мечтает превратить Пермь в культурный центр страны.


Сергей Гордеев

Источник Forbes