Пусковая установка зрк куб. Зенитно-ракетный комплекс «Куб»: история создания, описание, характеристики


Последние новости

03.02.2020 г.

16:07
28.01.2020 г.

13:28
26.01.2020 г.

14:00
22.01.2020 г.

15:45
21.01.2020 г.

13:00
18.01.2020 г.

15:58
17.01.2020 г.

Зенитный ракетный комплекс «Куб-М3»

Куб-М3 – модернизированная модель комплекса «Куб-М1», которая поступила на вооружение советской армии в 1976 году.

Уже в ЗРК «Куб-М3» появилась возможность вести стрельбу «вдогон» по целям, которые движутся со скоростью до 300 м/с. Также была улучшена помехозащитность и увеличена вероятность поражения целей.

Очертим историю появления зенитно-ракетного комплекса «Куб-М3». Еще в 1958 году постановление ЦК КПСС было принято решение необходимости создания такого самоходного ЗРК, который сможет надежно защиты танковые дивизии от различных воздушных атак. Так появился комплекс «Куб», который был способен поражать цели, летящие на высотах от 100 метров до 8 километров на дальностях до 24 километров. Комплекс разрабатывался в Подмосковье в Научно-исследовательском институте приборостроения Министерства радиотехнической промышленности. Главным конструктором комплекса был Тихомиров В. В., который также считается создателем первой советской самолетной радиолокационной станции «Гнейс-2». Зенитно-управляемую ракету для ЗРК «Куб» разрабатывали под руководством Торопова И. И. интересно, что одновременно со стартом разработки ЗРК «Куб» начались разработки ЗРК «Круг». Но работы над комплексом «Куб» затянулись, и «Круг» появился раньше.

Зенитно-ракетный полк, который имел на вооружении комплекс «Куб» состоял из командного отделения, пяти зенитных батарей, технической батареи и батареи управления.

В 1972 году «Куб» модернизировали и приняли на вооружение уже «Куб-М1». С 1974 до 1976 года возможности ЗРК «Куб» еще раз пересмотрели. Удалось еще повысить боевые возможности зенитного ракетного комплекса, результатом чего стало появление ЗРК «Куб-М3».

«Куб-М3» способен поражать самолеты, которые маневрируют с перегрузкой до 8 единиц. В ЗРК «Куб-М3» входят такие компоненты: самоходная установка разведки и наведения, кабина приема целеуказания, 4 самоходные пусковые установки и зенитная управляемая ракета 3М9.

Твердотопливная ракета 3М9 изготовлена по схеме «поворотное крыло». Для обеспечения лучшей маневренности стабилизаторы 3М9 оснащены рулями. Также ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть, при взрыве которой получается около 3150 осколков. Маршевый двигатель исполнен в виде камеры газогенератора с зарядом топлива. Ракета стала первой в мире, которая в таком конструктивном исполнении была принята на вооружение и выпускалась серийно.

При разработке комплекса «Куб-М3» закладывались авиационные принципы - максимальная отдача при минимальном размере. В своём классе комплекс получился одним из наиболее компактных. Комплекс «Куб» (разные модификации) использовались во многих ближневосточных военных конфликтах.

Экспортная модель комплекса «Куб» выпускалась под название «Квадрат» (1971 г.). Основным отличием от комплекса ЗРК «Куб» является возможность проводить военные операции в тропических условиях.

Все модификации ЗРК «Куб» больше не производятся. Но до сих пор ЗРК «Квадрат» во многих странах состоит на вооружении.

В Украине на смену устаревшим ЗРК «Куб» все больше приходят ЗРК «Бук-М3». На сегодня в Украине всего несколько ЗРК «Куб-М3» находятся на вооружении армии. По состоянию на 2012 год в России находится одна батарея «Куб-М3», которая дислоцируется в Армении, в Сирии – 195 ЗРК «Куб-М3», в Казахстане – 20 комплексов «Куб-М3».

Cамоходный зенитный ракетный комплекс "Куб" (2К12) предназначен для защиты Сухопутных войск, в основном - танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах.

Разработка ЗРК "Куб" была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г. Комплекс "Куб" должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГКАТ. Ранее это был филиал основного разработчика самолетных РЛС - НИИ-17 ГКАТ, размещенный поблизости от Летно-испытательного института в подмосковном Жуковском. Вскоре ОКБ-15 передали в ГКРЭ, несколько раз меняли его наименование и, наконец, преобразовали в Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) Министерства радиотехнической промышленности (МРТП).

Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, в прошлом - создателя первой советской самолетной РЛС "Гнейс-2" и ряда других станций. Эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года - И.Г.Акопян).

Самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, которое ранее занималось разработкой технологического оборудования для технических подразделений ракетных частей. Затем его преобразовали в ГосКБ компрессорного машиностроения (ГКБКМ) МАП в настоящее время, именуемое НПП "Старт" .

Гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода - (ММЗ) Московского областного СНХ, в дальнейшем получившем наименование ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, а ныне КБ, входящее в ПО "Метровагонмаш" . Главный конструктор шасси Н.А.Астров, еще до Великой Отечественной войны разработал легкий танк, а в послевоенные годы проектировал, в основном, бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки.

Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, первоначально специализировавшемуся в области авиационного стрелкового и бомбового вооружения и уже успевшему накопить определенный опыт при разработке ракеты класса "воздух-воздух" К-7. Впоследствии эту организацию преобразовали в ГосМКБ "Вымпел" МАП. Разработка ракеты комплекса "Куб" была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.

Работы по комплексу должны были обеспечить выход ЗРК "Куб" на совместные испытания во II кв. 1961 г. Они затянулись и завершились с почти пятилетним опозданием от плановых сроков, отстав на два года от практически одновременно начатых работ по комплексу "Круг". Свидетельством драматичности истории создания комплекса "Куб" стало отстранение от должностей главных конструкторов как комплекса в целом, так и входящей в его состав ракеты в самый напряженный момент работ.

Основная трудность создания комплекса определялась новизной и сложностью принятых в разработку технических решений.

В отличие от комплекса "Круг" для боевых средств ЗРК "Куб" использовались гусеничные шасси более легкой весовой категории, аналогичные примененным для зенитных самоходных артиллерийских установок "Шилка". При этом все радиотехнические средства размещались не на двух машинах, как в ЗРК "Круг", а на одном так называемом "самоходе А". "Самоход Б" - самоходная пусковая установка - нес три ракеты вместо двух в комплексе "Круг".

Очень сложные задачи решались и при создании зенитной ракеты. Сверхзвуковой прямоточный двигатель работал не на жидком, а на твердом топливе. Это исключало возможность регулирования расхода топлива в соответствии со скоростью и высотой полета ракеты. Кроме того, ракета была выполнена без отделяемых ускорителей - заряд стартового двигателя размещался в объеме камеры дожигания прямоточного двигателя. Впервые на зенитной ракете подвижного комплекса полуактивная доплеровская радиолокационная головка самонаведения заменила аппаратуру командного радиоуправления.

Первый советский зенитный ракетный комплекс С-25 принят на вооружение в 1955 году, а в 1958 году - комплекс С-75. Первый был стационарным, второй - полустационарным, и проектировались они только для ПВО страны. Для сухопутных же войск требовались мобильные (передвижные) установки. Правда, некоторое количество «75-х», конечно, не от хорошей жизни, использовалось и для их нужд.

В 1957 году Научно-технический комитет Главного артиллерийского управления (НТК ГАУ) выдал задание своему НИИ-3 на подготовку тактико-технических требований (ТТТ) по созданию армейских зенитных комплексов. НИИ представил ТТТ на две зенитных системы: «Круг» (для ПВО армий и фронтов) и «Куб» (для ПВО дивизий и армий).

Работу над «Кубом» начали по Постановлению СМ № 817-839 от 18 июля 1958 года. В состав комплекса должны были входить две боевые машины: самоходная установка разведки и наведения 1С91 и самоходная пусковая установка 2П25; а также зенитные ракеты ЗМ9.

Головным разработчиком комплекса назначили ОКБ-15 ГКАТ (впоследствии переименованное в НИИ приборостроения и переданное в Минрадиопром). Оно занималось установкой 1С91 и полуактивной головкой наведения к ракете. Артиллерийской частью пусковой установки (ПУ) ведало СКВ-203 ГКАТ, переименованное затем в ГосКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома. Ракету проектировало КБ-82 завода № 134 ГКАТ (Тушинского машиностроительного завода), преобразованное позже в КБ «Вымпел» Минавиапрома. Гусеничные шасси для обеих машин создавали в ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода. Гидравлический следящий привод для обеих установок проектировался в филиале ЦНИИ-173 (г. Ковров), а боевая часть разрабатывалась в НИИ-24 (позже реорганизованном в НИМИ).

Для установок 1С91 и 2П25 в ОКБ-40 создали гусеничные шасси ГМ-568 и ГМ-578 соответственно, близкие по конструкции к тем, на которых монтировались зенитные самоходные установки «Шилка». Обе машины оснащались четырехтактными быстроходными дизелями В-6М мощностью 280 л.с., обеспечиваашими скорость движения по шоссе до 50 км/ч и среднюю по грунту - 25 км/ч. Запас хода по топливу на шоссе составлял 300 км (с учетом двухчасовой работы вспомогательного двигателя). Машины могли преодолевать подъем до 30°, брод глубиной до 1 м и ров шириной 1,5 м.

На ГМ-578 размещалась артиллерийская часть 9П12 - строенная ракетная установка. Ее лафет состоял из трех направляющих балок, закрепленных на одной поперечной. К каждой ракете подводились два кабеля с разъемами, которые при старте разъединялись специальными штангами. Масса всей машины составляла 19,5 т. Она обслуживалась боевым расчетом из трех человек.

Питание бортовой сети установки осуществлялось от генератора С-40, для привода которого использовался специальный газотурбинный двигатель ГТД-5М номинальной мощностью 40 л.с. В случае выхода из строя ГТД-5М генератор задействовался от основного В-6М. Оба двигателя работали на одинаковом топливе.

Первые опытные шасси ГМ-568 Мытищинский завод построил уже к концу 1959 года. Не менее успешно шли работы и над ГМ-578. Но вскоре еще не родившийся «Куб» попал в «зону боевых действий» поклонников гусеничных и колесных шасси. Последние предлагали перевести обе машины «Куба» на плавающее четырех-или пятиосное шасси ММЗ-560, разработанное и изготовленное в нескольких опытных экземплярах тем же заводом. Длительный спор закончился победой первых, и «Куб» оставили на гусеничном ходу.

Первоначально предполагалось оснащать ракеты комплекса твердотопливным (ТРД) стартовым двигателем и воздушно-реактивным (ВРД) маршевым. Однако при маневрировании ракеты для выхода на цель возникали большие углы атаки, на которых ВРД попадал в неустойчивый режим работы («помпаж»), что грозило его разрушением, потерей ракеты и, как следствие, возможным ее падением на головы своих же солдат. В результате решили перейти на маршевый ТРД. Его разработкой занялось НИИ-862, а стартовым двигателем - НИИ-6.

Ракету ЗМ9 можно условно считать двухступенчатой. Дело в том, что стартовый двигатель, представляющий собой одиночную шашку массой 174 кг, помещался в сопле маршевого. После окончания работы «стартовика» сопло очищалось и включался прямоточный твердотопливный маршевый двигатель. Однако прямоточным его можно назвать также только условно, по-скольку поток забортного воздуха не столько создавал тягу, сколько использовался для равномерного и полного сгорания твердого топлива.

Ракету создали по аэродинамической схеме «поворотное крыло», при которой для обеспечения хорошей маневренности управление полетом осуществлялось как рулями, расположенными на стабилизаторах, так и за счет отклонения крыльев. Ракета имела полуактивную радиолокационную головку самонаведения с несколькими степенями защиты от помех, захватывавшую цель еще на пусковой установке и не теряющую ее в полете.

Осколочно-фугасная боевая часть ракеты ЗН12 (масса 57 кг) при взрыве давала а среднем 3150 осколкоа массой 7,4-7,9 г каждый. Она оснащалась радиовзрывателем непрерывного излучения ЗЭ27, который срабатывал на расстоянии 15-18 м при прохождении мимо цели типа самолет Ил-28 и 7-9 м -типа МиГ-17. Ракета рассчитывалась на поражение маневрирующих целей с перегрузкой до 8д, но при этом существенно снижалась вероятность поражения.

В состав самоходной установки разведки и наведения 1С91 входили две радиолокационные станции (РЛС обнаружения воздушных целей и целеуказания 1С11 и РЛС сопровождения, подсвета цели и ракеты 1С31), а также аппаратура опознавания, навигации и топоприаязки.

Когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора 1С11 работала в сантиметровом диапазоне. Она обнаруживала цель на расстоянии от 3 до 70 км на высоте полета от 30 до 7000 м и выдавала целеуказания станции сопровождения.

Станция 1С31 состояла из двух основных частей - канала сопровождения цели и канала подсаета цели непрерывным излучением. Она могла захватывать или сопровождать самолет типа F-4C на дальности до 50 км, что обеспечивало поражение цели на расстоянии не менее 20 км. Защита станции от пассивных помех и отражений от земли осуществлялась системой селекции движущихся целей с программным изменением частоты повторения импульсов. Предусмотрена была и ее защита от активных помех. Масса установки 1С91 составляла 20,3 т. Обслуживал ее боевой расчет из четырех человек.

Испытания ЗРК «Куб» проводились на Донгузском полигоне с января 1965 по июнь 1966 года. А в 1967 году комплекс был принят на вооружение ПВО сухопутных войск.

Организационно пять батарей «Куба» аходили в состав зенитного ракетного полка танковой или мотострелковой дивизии, у которого еще имелись командный пункт, батареи управления и техническая батарея. Так как пусковые установки 2П25 индивидуально действовать не могли, то они использовались батареями (одна 1С91, четыре 2П25 и две транспортно-за-ряжающих машины на шасси грузового автомобиля) или полками. При действии в составе полка команды и данные целеуказания поступали от командного пункта комплекса боевого управления К-1 «Краб» с приданной ему РЛС обнаружения.

ЗРК подвергался неоднократным модернизациям. Первая из них началась в 1967 году. В ходе ее снизили нижнюю границу зоны поражения с 60-100 м до 30-50 м, а верхнюю подняли до 7-8 км, а при использовании совместно с «Крабом» - до 12 км; ближняя граница зоны поражения была уменьшена до 3-4 км, а дальняя увеличена до 23 км; повысили защищенность головки самонаведения ЗУР от уводящих помех. Одновременно для защиты от противорадиоло-кационных ракет типа «Шрайк» в 1С91 предусмотрели прерывистые режимы работ РЛС. В 1972 году модернизированный комплекс прошел испытания на Эмбенском полигоне и а январе 1973 года был принят на вооружение под индексом «Куб-М1» (2К12М1).

В 1974 - 1976 годах провели вторую модернизацию. Благодаря ей увеличили зоны поражения: по высоте от 20- 25 м до 14 км, а по дальности от 4 до 25 км; реализовали стрельбу вдогон по целям, летящим со скоростью до 300 м/с и по неподвижным целям на высотах более 1000 м. Средняя скорость полета ЗУР увеличилась с 600 до 700 м/с. Была улучшена помехозащищенность головки самонаведения ЗУР и на 10-15 процентов - вероятность поражения маневрирующих целей. Испытания нового варианта комплекса проходили в начале 1976 года на том же полигоне, а в конце года установку приняли на вооружение под индексом «Куб-МЗ» (2К12МЗ).

С 1978 года в части ПВО начала поступать следующая модификация - «Куб-М4» (2К12М4), которая входе разработки именоаалась «Бук-1». Она могла уже вести огонь новыми ракетами 9М38 от комплекса «Бук». Но это уже другая история.

Комплекс «Куб» широко экспортировался и состоял на вооружении армий 25 стран (в том числе Алжира, Анголы, Кубы, Индии, Кувейта, Ливии, Вьетнама и др.). В годы застоя кто-то умудрился придумать «псевдонимы» образцам советского вооружения как идущим на экспорт, так и не подлежащим продаже. Любопытно, что даже при Сталине никому не приходило в голову засекречивать названия танков Т-34 или ИС-3, самолетов МиГ-15 и т.д., которые навсегда вошли в историю техники. И вот благодаря чьей-то «хитрости» на западе «Куб» стал известен как «Квадрат».

Первое боевое крещение «Квадрат» принял в ходе октябрьской войны 1973 года на Ближнем Востоке. Так, на сирийском фронте с 6 по 24 октября 1972 года ракетами ЗМ9 было сбито 64 израильских самолета. В боях над Ливаном в марте - мае 1974 года для уничтожения шести самолетов потребовалось восемь ракет.

Однако в 1973 году израильтяне захватили несколько машин «Куб» у Египта и отправили их в США для изучения. Поэтому в последующие годы войны в Ливане эффективность «Куба» резко снизилась: израильские самолеты-постановщики помех нарушали работу РЛС комплекса, а штурмовики безнаказанно уничтожали «ослепленные» пусковые установки.

Самоходная пусковая установка 2П25 ЗРК «Куб»:

1 - баллон со сжатым воздухом; 2 - кронштейны крепления «по-походному»; 3 - балка направляющая; 4 - ограждение; 5 - основание поворотное; 6 - антенна радиостанции; 7-ракета ЗМ9; 8 - лопата; 9 - лом; 10 - фары; 11-люк оператора; 12 - люк водителя; 13 - трос буксировочный.

Зона поражения, км: по дальности по высоте (с «Крабом»)

Скорость целей, м/с

Вероятность пора­жения цели

Время реакции, с

Войсковой зенитный ракетный комплекс «Квадрат» предназначен для противовоздушной обороны войск и объектов от самолетов противника, летящих на малых и средних высотах, как с дозвуковыми скоростями, так и со сверхзвуковыми скоростями.

Состав элементов зенитного ракетного комплекса «Квадрат»:

1. Боевые средства

1.1. Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91М2;

1.2. Самоходная пусковая установка (СПУ) 2П25М2;

1.3. Зенитная управляемая ракета 3М9М3.

2. Технические средства:

2.1. Средства ракетно-технического обеспечения

2.1.1. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Т7М;

2.1.2. Контрольно-испытательная подвижная станция (КИПС) 2В8М1;

2.1.3. Транспортная машина (ТМ) 9Т227; автомобильный кран;

2.1.4. Комплект возимого технологического оборудования №1 МС-1760М;

2.1.5. Комплект возимого технологического оборудования №2 МС-1761М;

2.1.6. Универсальная компрессорная станция УКС-400В;

2.2. Средства технического обслуживания и ремонта

2.2.1. Машина технического обслуживания (МТО) 9В88М1(М2);

2.2.2. Контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«К» (контрольная);

2.2.3. Контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«Р» (ремонтная);

2.2.4. Групповой комплект ЗИП 9Т454.

Основные тактико-технические характеристики ЗРК

Способ наведения ракет - полуактивное самонаведение.

Метод наведения - пропорциональное сближение.

Параметры зоны поражения ЗРК:

  • по дальности - от 0,5 до24 км;
  • по высоте - от 0,05 до 15 км;
  • по скорости - до 600 м/с на встречном курсе, до 300 м/с вдогон.

Время развертывания на стартовой позиции с марша - 5 мин.

Время свертывания с оставлением стартовой позиции - 5 мин.

Организационно, зенитный ракетный комплекс состоит на вооружении зенитной ракетной батареи, в составе:

  • самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91М2 - 1 шт.;
  • самоходные пусковые установки (СПУ) 2П25М2 - 4 шт.;
  • транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) 2Т7М - 2 шт.;
  • зенитные управляемые ракеты 3М9М3 - 12 шт.

Для проведения тренировок расчетов по боевой работе в зенитную ракетную батарею, дополнительно придаются:

  • учебно-действующая зенитная управляемая ракета 3М9М3УД;
  • габаритно-весовой макет ракеты 3М9М3ГВМ.

Кроме того, для обеспечения внешнего электропитания боевых средств, при проведении технических обслуживаний, тренировок расчетов и текущего ремонта, в каждую батарею придается дизельная электростанция мощностью 100кВт типа ПЭС-100.

К поставке предлагается зенитный ракетный полк, состоящий из:

  • пяти зенитных ракетных батарей,
  • подразделений ракетно-технического обеспечения (техническая батареи)
  • подразделения технического обслуживания и ремонта (ремонтной роты)

.

Техническая батарея

предназначена для проведения подготовки зенитных управляемых ракет типа 3М9 к боевому применению, периодического контроля их состояния и имеет на вооружении следующие средства:

  1. контрольно-испытательная подвижная станция 2В8М1- 1 шт.;
  2. транспортные машины 9Т227 - 5 шт.;
  3. автомобильный кран - 1 шт.;
  4. комплект возимого технологического оборудования №1 МС-1760М - 1 шт.;
  5. комплект возимого технологического оборудования №2 МС-1761М - 1 шт.;
  6. универсальная компрессорная станция УКС-400В - 1 шт.;
  7. заправщик воздуха 9Г22М1 - 1 шт.;

Ремонтная рота

предназначена для проведения всех видов технических обслуживаний и текущего ремонта боевых средств ЗРК и имеет на вооружении следующие средства:

  • машины технического обслуживания 9В88М1(М2) - 2 шт.;
  • контрольно-измерительная станция 2В7М1(М2)-«К» (контрольная) - 1 шт.;
  • контрольно-измерительная станция 2В7М1(М2)-«Р» (ремонтная) - 1 шт.;
  • групповой комплект ЗИП 9Т454 - 1 шт.

Самоходная установка разведки и наведения 1С91М2

В состав самоходной установки разведки и наведения 1С91М2 входит: две радиолокационные станции - станция разведки и целеуказания (СРЦ) 1С11М2 и станция наведения (СН) 1С31М2, а также средства, обеспечивающие навигацию, топографическую привязку, взаимное ориентирование, радиотелекодовую связь с самоходными пусковыми установками, телевизионно-оптический визир, автономный источник электропитания (используется газотурбинный электрогенератор), системы подъема антенн и горизонтирования.

Оборудование самоходной установки разведки и наведения размещается на гусеничном шасси типа ГМ-568.

Антенны радиолокационных станций располагаются в два яруса:

  • сверху антенна станции наведения 1С31М2,
  • ниже - станции разведки и целеуказания 1С11М2
  • и могут вращаться по азимуту независимо друг от друга.

Для уменьшения высоты самоходной установки разведки и наведения на марше цилиндрическое основание антенных устройств убирается внутрь корпуса гусеничной машины, а антенная колонка СН 1С31М2 запрокидывается вниз, располагаясь позади антенны СРЦ 1С11М2.

Станция разведки и целеуказания 1С11М2 представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора (скорость обзора - 15 об./мин) сантиметрового диапазона с двумя независимыми работающими на разнесенных несущих частотах волноводными и приемо-передающими каналами, излучатели которых установлены в фокальной плоскости единого антенного зеркала.

Обнаружение целей СРЦ 1С11М2 и выдача целеуказания на СН 1С31М2 обеспечивается при нахождении цели на дальностях от 3 до 70 км и на высотах от 30 до 7000 м.

Импульсная мощность передатчика СРЦ составляет 600 кВт в каждом канале, чувствительность приемников порядка 10-13 Вт.

Результирующий сектор обзора по углу места составляет около 20°.

Для обеспечения помехозащищенности в СРЦ 1С11М2 предусмотрены:

  • системы селекции движущихся целей (СДЦ) и подавления несинхронных импульсных помех,
  • ручная регулировка усиления приемных каналов,
  • вобуляция частоты повторения импульсов,
  • перестройка несущей частоты передатчиков.

Станция наведения 1С31М2 представляет собой совмещенную радиолокационную систему и состоит из когерентно-импульсной РЛС сопровождения цели, реализующей моноимпульсный метод пеленгации с поочередной коммутацией плоскостей и станцию подсвета цели непрерывного излучения, работающие на одну антенную систему зеркального типа.

Мощность импульсного передатчика СН 1С31М2 - порядка 270 кВт,

Мощность передатчика подсвета - около 500 Вт.

Чувствительность приемника - порядка 10 -13 Вт.

Ширина диаграммы направленности антенны - около 1°.

Среднеквадратичная ошибка (СКО) сопровождения цели по угловым координатам составляет около 0,5 д.у., по дальности - около 10м.

Станция с вероятностью 0,9 захватывает на автосопровождение цель типа тактический истребитель на дальности до 50 км.

Защита от пассивных помех и отражений от земли осуществляется системой селекции движущихся целей с программным изменением частоты повторения импульсов, от активных помех - использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, системы индикации помех и перестройкой рабочей частоты станции.

В том случае, если СН 1С31М2 все-таки подавляется активными шумовыми помехами, возможно сопровождение цели по угловым координатам с помощью телевизионного оптического визира, а информацию о дальности получать от СРЦ 1С11М2.

В станции предусмотрены специальные меры для устойчивого сопровождения низколетящих целей.

Масса самоходной установки разведки и наведения с боевым расчетом из 4 человек составляла 20,3 т.

Самоходная пусковая установка 2П25М2

На самоходной пусковой установке (СПУ) 2П25М2, размещенной на шасси ГМ-578, установлены:

  • лафет с тремя направляющими для ракет типа 3М9 и электрическими силовыми следящими приводами,
  • счетно-решающий прибор,
  • аппаратура навигации и топопривязки, радиотелекодовой связи,
  • аппаратура предстартового контроля зенитных управляемых ракет (ЗУР),
  • автономный газотурбинный электроагрегат.

Электрическая стыковка аппаратуры самоходной пусковой установки с ЗУР производится посредством двух разъемов ракеты, которые при старте срезаются с помощью специальных штанг в начале движения ракеты по направляющей балке.

При предстартовом наведении ракет в направлении упрежденной точки встречи ЗУР с целью, приводы лафета отрабатывают, поступающие по радиотелекодовой линии связи, данные от самоходной установки разведки и наведения 1С91М2.

В транспортном положении ЗУР располагаются хвостовой частью вперед по ходу самоходной пусковой установки.

Масса самоходной пусковой установки с тремя ракетами и боевым расчетом из 3 человек на борту составляла 19,5 т.

Зенитная управляемая ракета 3М9М3

Зенитная управляемая ракета 3М9М3 выполнена по схеме «поворотное крыло». Кроме того, для управления дополнительно используются расположенные на стабилизаторах рули. В результате реализации данной схемы, потребовавшей применения пятиканального рулевого привода, удалось уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность рулевых машинок и использовать легкий и компактный пневматический привод. Помимо рулевого привода, от бортового воздушного аккумулятора давления работает и турбогенераторный источник электропитания бортовой аппаратуры.

Ракета оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4М3, которая может захватывать цель, как до старта, так и после схода ракеты с направляющей пусковой установки.

Радиолокационная головка самонаведения (РГСН) осуществляет сопровождение цели по частоте Доплера (скорости сближения ракеты с целью) и вырабатывает управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель.

РГСН обеспечивает подавление прямого сигнала от передатчика подсвета самоходной установки разведки и наведения и узкополосную фильтрацию отраженного от цели сигнала на фоне шумов и помех.

Защищенность головки самонаведения от преднамеренных помех обеспечивается скрытым моноконическим сканированием цели и возможностью самонаведения на источник помех в амплитудном режиме работы.

В камере дожигания размещается твердотопливный заряд стартовой ступени.

Так как газодинамические условия для работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и для функционирования СПВРДТТ на маршевом участке требуют различной геометрии сопла камеры дожигания, то по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 с) производился отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.

Применение СПВРД обеспечивает поддержание большой скорости и, соответственно, высокой маневренности ракеты ЗМ9М3 на всей траектории.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части производился по команде от двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения.

Ракета обеспечивает поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц.

Длина ракеты составляет около 5,84 м, диаметр 0,33 м, размах крыла - 0,928 м, размах стабилизатора - 1,2 м.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Т7М предназначена для транспортирования трех ракет 3М9М3 и заряжания ими направляющих СПУ 2П25М2.
Машина технического обслуживания (МТО) 9В88М1(М2), контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«К» (контрольная) и контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«Р» (ремонтная) предназначены для проведения технических обслуживаний и текущего ремонта аппаратуры СУРН 1С91М2 и СПУ 2П25М2.

Контрольно-испытательная подвижная станция (КИПС) 2В8М1, автокран 9Т31М1, комплект возимого технологического оборудования №1 МС-1760М, комплект возимого технологического оборудования №2 МС-1761М, универсальная компрессорная станция УКС-400В, заправщик воздуха 9Г22М1предназначены для подготовки зенитных управляемых ракет 3М9М3 к боевому применению в полевых условиях и составляют техническую позицию.

Транспортная машина (ТМ) 9Т227 предназначена для транспортировки зенитных управляемых ракет 3М9М3 как в транспортных контейнерах, так и без них.


02. ЗРК "Куб" производился с 1967 по 1982 год, поставлялся на экспорт и широко использовался в боевых действиях.
Разработан в ОКБ-15 ГКАТ (филиал НИИ-17; ныне - НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова (г. Жуковский, Московская обл.)).
Принят на вооружение в 1973 году.
Предназначен для поражения воздушных целей зенитными управляемыми ракетами (ЗУР).
Здесь установлена самоходная пусковая установка 2П25 - стреляющая часть зенитно-ракетного комплекса "Куб-М1".
Номер этого экземпляра - .

03. Разработка ЗРК "Куб" была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г.
Cамоходный зенитный ракетный комплекс "Куб" (2К12) предназначен для защиты Сухопутных войск, в основном - танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах.
Комплекс "Куб" должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГКАТ (Государственного комитета по авиационной технике).
Ранее это был филиал основного разработчика самолетных РЛС - НИИ-17 ГКАТ, размещенный поблизости от Летно-испытательного института в подмосковном Жуковском.
Вскоре ОКБ-15 передали в ГКРЭ (Государственный комитет по радиоэлектронике), несколько раз меняли его наименование и, наконец, преобразовали в Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) Министерства радиотехнической промышленности (МРТП).

Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, в прошлом - создателя первой советской самолетной РЛС "Гнейс-2" и ряда других станций.
Эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года - И.Г.Акопян).

Самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, которое ранее занималось разработкой технологического оборудования для технических подразделений ракетных частей.
Затем его преобразовали в ГосКБ компрессорного машиностроения (ГКБКМ) МАП в настоящее время, именуемое НПП "Старт".

Гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода - (ММЗ) Московского областного СНХ, в дальнейшем получившем наименование ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, а ныне КБ, входящее в ПО "Метровагонмаш".
Главный конструктор шасси Н.А.Астров, еще до Великой Отечественной войны разработал легкий танк, а в послевоенные годы проектировал, в основном, бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки.

Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, первоначально специализировавшемуся в области авиационного стрелкового и бомбового вооружения и уже успевшему накопить определенный опыт при разработке ракеты класса "воздух-воздух" К-7 .
Впоследствии эту организацию преобразовали в ГосМКБ "Вымпел" МАП.
Разработка ракеты комплекса "Куб" была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.





04. Работы по комплексу должны были обеспечить выход ЗРК "Куб" на совместные испытания во II кв. 1961 г.
Они затянулись и завершились с почти пятилетним опозданием от плановых сроков, отстав на два года от практически одновременно начатых работ по комплексу "Круг" .
Свидетельством драматичности истории создания комплекса "Куб" стало отстранение от должностей главных конструкторов как комплекса в целом, так и входящей в его состав ракеты в самый напряженный момент работ.
За срывом сроков последовали так называемые "оргвыводы".
В августе 1961 г. И.И.Торопова сменили на А.Л.Ляпина, в январе 1962 г. место трижды лауреата Сталинской премии В.В.Тихомирова занял Ю.Н.Фигуровский.
Однако разгон зачинателей разработки не привел к ускорению работ.
К началу 1963 г. из 83 запущенных ракет только 11 были оснащены ГСН.
При этом удачно завершилось всего 3 пуска.

Основная трудность создания комплекса определялась новизной и сложностью принятых в разработку технических решений.





05. В отличие от комплекса "Круг" для боевых средств ЗРК "Куб" использовались гусеничные шасси более легкой весовой категории, аналогичные примененным для зенитных самоходных артиллерийских установок "Шилка".
При этом все радиотехнические средства размещались не на двух машинах, как в ЗРК "Круг", а на одном так называемом "самоходе А".
"Самоход Б" - самоходная пусковая установка - нес три ракеты вместо двух в комплексе "Круг".

Очень сложные задачи решались и при создании зенитной ракеты.
Сверхзвуковой прямоточный двигатель работал не на жидком, а на твердом топливе.
Это исключало возможность регулирования расхода топлива в соответствии со скоростью и высотой полета ракеты.
Кроме того, ракета была выполнена без отделяемых ускорителей - заряд стартового двигателя размещался в объеме камеры дожигания прямоточного двигателя.
Впервые на зенитной ракете подвижного комплекса полуактивная доплеровская радиолокационная головка самонаведения заменила аппаратуру командного радиоуправления.





06. В 1964 г. пуски ракет проводились в более или менее штатном исполнении, но наземные средства ЗРК еще не укомплектовали аппаратурой связи, увязки взаимного местоположения.
К середине апреля 1964 г. провели первый успешный пуск ракеты, укомплектованной боевой частью.
Удалось сбить мишень - , летящий на средней высоте.
В дальнейшем пуски были, как правило, удачными, а точность наведения ракет на цель просто восхищала участников испытаний.
С января 1965 г.по июнь 1966 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И.Финогенов) под руководством комиссии, которую возглавлял Н.А.Карандеев, провели совместные испытания комплекса.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 января 1967 г. комплекс был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск.

В январе 1973 года был принят на вооружение модернизированный комплекс 2К12М1 "Куб-М1".
В результате доработок были расширены границы зоны поражения целей, улучшена защищённость головки самонаведения от помех, работное время уменьшено приблизительно на 5 секунд, улучшена надёжность всех средств комплекса, а также предусмотрена прерывистая работа РЛС СУРН 1С91 для противодействия противорадиолокационным ракетам типа AGM-45 Shrike.
Пусковая установка именно этой версии установлена здесь.





07. Зенитно-ракетный комплекс "Куб" (экспортное название "Квадрат") состоял на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялся в ряд стран Ближнего Востока, Азии и Африки.
Он участвовал в локальных военных конфликтах.

Первый успех к нему пришел в 1973 году во время арабо-израильской войны, когда египтяне огнем этих комплексов уничтожили почти половину военно-воздушного флота Израиля.
Эти огромные потери заставили ВВС Израиля искать средства борьбы и тактические приемы для противодействия этой угрозе.
В большей степени, найденная тактика базировалась на прямой атаке ЗРК с использованием недостатков комплекса, заключавшихся в ограниченных возможностях перехвата целей на малых высотах и малой скорости сканирования РЛС.
К концу боев, окончательный итог был таков: потеря 110 израильских самолетов, уничтожение 40 систем ПВО разного типа.





08. В 1982, когда началась война в Ливане под кодовым названием "Мир Галилее", это надежное оружие уже устарело.
Системе ПВО Сирии Израиль противопоставил скоординированную систему войны "реального масштаба времени"; войны, в которой авиаразведка, распределение ее результатов атакующим силам и сами удары выполнялись почти одновременно в быстрой последовательности, в совокупности с обширным использованием систем РЭБ.
Широко использовались беспилотные летательные аппараты.
Это позволило израильтянам уничтожить почти все батареи ЗРК в этом районе, таким образом, лишив сирийские бронетанковые силы прикрытия с воздуха.





09. ЗРК "Куб" были и на вооружении ПВО Югославии в 1999 году во время варварских бомбардировок этой страны силами НАТО.
К тому времени они уже были хорошо изучены специалистами западных стран в ходе предыдущих вооруженных конфликтов, поэтому задача борьбы с ними существенно облегчалась.
В ходе завоевания превосходства в воздухе авиацией НАТО большинство наносимых ею ударов выполнялись в ночное время, когда оптические и телевизионные каналы ЗРК не функционировали.
В итоге ЗРК "Куб" оказались уязвимыми для современного высокоточного оружия.
Так, их станции наведения ракет обычно полностью подавлялись мощной активной шумовой помехой во всем диапазоне рабочих частот.
Расчетам ЗРК приходилось вести обнаружение, захват и сопровождение целей по телеоптическому визиру, что было малоэффективно в ночных условиях боя.
При попадании противорадилокационных ракет или управляемых авиабомб они уничтожались, как правило, вместе с личным составом, так как и РЛС обнаружения, и боевой расчет ЗРК "Куб" размещены на одном шасси.
К тому же броневая защита оказалась неэффективной, а в верхней части машины она просто отсутствовала, между тем воздействие поражающих факторов высокоточного оружия шло именно с верхней полусферы.
В ходе отражения авианалетов было потеряно три батареи ЗРК "Куб".
По одной из версий именно ЗРК "Куб" ("Квадрат") был сбит самолёт-невидимка F-117.





10. В состав ЗРК "Куб" входят: Зенитная управляемая ракета 3М9, Самоходная установка разведки и наведения 1С91 и Самоходная пусковая установка 2П25.
На самоходной пусковой установке 2П25, размещенной на шасси ГМ-578 устанавливались лафеты с тремя направляющими для ракет и электрическими силовыми следящими приводами, счетно-решающий прибор, аппаратура навигации, топопривязки, телекодовой связи, предстартового контроля ЗУР, автономный газотурбинный электроагрегат.





11. В транспортном положении ЗУР располагались хвостовой частью вперед по ходу самоходной пусковой установки.
Масса самоходной пусковой установки с тремя ракетами и боевым расчетом из 3 человек на борту составляла 19,5т.





12. Как и ЗУР комплекса "Круг", ракета 3М9 выполнена по схеме "поворотное крыло".
Однако, в отличие от ракеты ЗМ8, на ЗУР 3М9 для управления дополнительно использовались расположенные на стабилизаторах рули.
В результате реализации данной схемы удалось уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность рулевых машинок и использовать более легкий пневматический привод вместо гидравлического.





13. Ракета была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4, которая захватывала цель со старта, сопровождала ее по частоте Доплера в соответствии со скоростью сближения ракеты с целью и вырабатывала управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель.
ГСН размещалась в передней части ракеты, при этом диаметр антенны приближался к размеру миделя ЗУР.
За ГСН устанавливалась боевая часть, а далее - аппаратура автопилота и двигатель.





14. Подрыв осколочно-фугасной боевой части 3Н12 массой 57 кг (разработка НИИ-24) производился по команде автодинного двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения 3Э27, созданного в НИИ-571.
Длина ракеты составляла около 5,8 м при диаметре 330 мм.
Для обеспечения перевозки собранной ракеты в контейнере 9Я266 применили складывание левых и правых консолей стабилизаторов навстречу друг другу.





15. Ракета была оснащена комбинированной двигательной установкой.
Впереди располагалась камера газогенератора с зарядом двигателя маршевой (второй) ступени 9Д16К.
Продукты сгорания заряда газогенератора поступали в камеру дожигания, где остатки горючего сгорали в потоке воздуха, входящего через 4 воздухозаборника.
Входные устройства воздухозаборников, рассчитанных на сверхзвуковые условия работы, оснащались коническими центральными телами.
На стартовом участке, до включения маршевого двигателя, выходы каналов воздухозаборников в камеру дожигания были закрыты стеклопластиковыми заглушками.

В камере дожигания размещался твердотопливный заряд стартовой ступени - обычная шашка с бронированными торцами (длиной 1,7 м и диаметром 290 мм, с цилиндрическим каналом диаметром 54 мм) из баллиститного топлива ВИК-2 массой 172 кг.
Так как газодинамические условия работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и ПВРД на маршевом участке требовали различной геометрии сопла камеры дожигания, по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 секунд) предусматривался отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.

(на ракетах надписи "3М9М3" и "Габаритно-весовой макет")