Социальный контроль. Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации Поведение, как отражение поступков человека

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Социальные нормы составляют один из элементов меха­низма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем .

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Социальная санкция -любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

Виды социальных санкций:

  • Формальные негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др.
  • Неформальные негативные — Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.
  • Формальные позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
  • Неформальные позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.

Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабиль­ности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля? Любая деятельность разнообразна, каждый человек со­вершает множество поступков, взаимодействуя с социальной средой (с обществом, социальными общностями, обществен­ными институтами и организациями, государством и други­ми индивидами). Эти действия, отдельные поступки, пове­дение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

Пока они не нарушают обществен­ного порядка, существующих социальных норм, этот кон­троль незаметен. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, социальный контроль проявляет себя. Выражение недовольства, объявление выговора, наложе­ние штрафа, наказание, выносимое судом, - все это санк­ ции ; наряду с социальными нормами они являются важней­шим элементом механизма социального контроля. Санкции бывают либо позитивные, направ­ленные на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, на­граждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным санкциям, если они проявляются в эмоцио­нально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев). Общество (большие и малые группы, государство) оцени­вает индивида, но и индивид оценивает общество, государ­ство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных ин­ститутов, человек принимает их не механически, а избира­тельно, переосмысливает через собственный опыт, привыч­ки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо инди­видуальным: оно может быть положительным и резко отри­цательным. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с кото­рыми он себя отождествляет.

Формы социального контроля: внешний контроль и внутренний контроль.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль , в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом. В процессе самоконтроля большую роль играет совесть , т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоя­нии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, мораль­ные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мне­ние, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Вза­имодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование со­циальной системы в целом.

Процесс социального контроля

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости возникновение чувства вины муки совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В РФ созданы специальные органы для осуществления социального контроля: Прокуратура РФ, Счётная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и др. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, всё большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п., называют надзором. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

Методы социального контроля:

  1. Изоляция — установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.
  2. Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм
  3. Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Интересы как факторы влияния на социальное действие

Очень важную роль при социальном взаимодействии играют интересы. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.). Социальность интересов обусловлена тем, что в них все­гда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Набор специфических социальных интересов наряду с сово­купностью определенных прав и обязанностей - непремен­ный атрибут каждого социального статуса. В первую оче­редь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци­альные нормы, от которых зависит распределение благ, не­обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер­спективах продвижения в социальном пространстве, отно­сится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состя­зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При­вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра­зом статус законных интересов. Например, в многонацио­нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от­крываются культурно-национальные общества. Любая по­пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социальных групп, общностей, государств. Современный мир представляет собой сложнейшую сис­тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз­росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер­вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Система социального контроля является одним из элементов механизма социализации личности. Социализацию мы представляли как процесс освоения культурных норм и социальных ролей. Социализация касается прежде всего индивида и происходит под определенным контролем общества, окружающих (не только учат детей, но и контролируют правильность усвоения образцов поведения). Считается, что социальный контроль достигается сочетанием факторов предрасположенности к покорению, принуждения и пидданости социальным нормам, правилам поведения, ценностям. А также интерпретируется как целенаправленное воздействие общества на поведение индивида, и обеспечивает нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой, в результате чего и возникает "здоровый" социальный порядок, придерживается нормальный уклад общественной жизни (теории Э. Росса, P. парка). Проблема социального контроля по сути является составной проблемы взаимоотношений индивида и общества, гражданина и государства. Образно говоря, социальный контроль выполняет функцию милиционера, который следит за поведением людей и "штрафует" тех, кто не соблюдает соответствующие меры. Если бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что они пожелают, и так, как они пожелают. Поэтому социальный контроль выступает фундаментом стабильности в обществе, его отсутствие или ослабление приводят к беспорядкам, социальной аномии (игнорирование норм и правил).

Социальный контроль - это способ саморегуляции социальной системы, который обеспечивает упорядоченность взаимодействий между людьми благодаря нормативному регулированию. В его систему входят все способы реакции как крупных общественных образований, так и конкретного индивида на различные конкретные действия человека или групп, все средства общественного давления для того, чтобы поставить позанормовану поведение и деятельность в определенные социальные границы.

Рассматривая социальные институты, видим, что они выполняют контролирующую, влиятельную, регулирующую функции, сводятся к определенному "социального контроля" (можно привести примеры из повседневной жизни). Схематично можно объяснить так: каждый член общества осознает, как себя вести в различных ситуациях, чтобы быть понятным, чтобы знать, чего ожидать как от него, так и - какой будет реакция групп. То есть, "организованный ход" нашей общественной жизни может быть обеспечен благодаря тому, что взаемопередбаченою является поведение людей.

Каждая социальная группа вырабатывает систему средств, благодаря которым каждый человек ведет себя в соответствии с нормами, образцов поведения в различных ситуациях. В процессе социального контроля формируются отношения, которые, однако, намного сложнее, чем "подгонка" индивидуальных качеств под те или иные социальные стандарты. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания и социальной. Индивид и общество (социальная группа) представляют собой взаимодействующие составляющие элементы социального контроля. Это - процесс взаимодействия индивидов и обобществленных (группы, классы), в схему которого включаются два типа действий: индивидуальные действия и действия социальные (групповые, коллективные). Но и этого еще недостаточно. Принципиально важно принять во внимание своего рода дополнительные промежуточные элементы этой системы, переменные социально-психологического характера: самооценка субъекта действия (как индивида, так и социальной группы), восприятие и оценка социальной ситуации (социальная перцепция) как отдельным лицом, так и социальной группой.

Самооценка и оценка ситуации - важные социально-психологические показатели, проявление которых позволяет в значительной степени предсказать содержание и направление индивидуальных и социальных действий. В свою очередь, самооценка, оценка и восприятие социальной ситуации зависят от специфики социальной и индивидуальной шкалы оценок. Схематически механизм действия социального контроля показано на рис. 2.

В систему средств социального контроля относят:

■ система меры, норм, правил, запретов, санкций, законов, система подавления (включая физическое уничтожение);

■ система стимулов, наград, позитивных, доброжелательных мер поощрения и т.

Все это называется системой "социального контроля". Он представляет собой механизм поддержки общественного порядка и требует наличия двух основных групп элементов - нормы и санкции.

Нормы - это установки, наставления: как нужно вести себя в обществе. Это прежде всего обязанности человека или группы к другим, а также и ожидания (вожделенной поведения). Они формируют сеть социальных отношений, взаимодействий в группе, обществе. Социальные нормы - это и "стражи" порядка и ценностей.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирует людей соблюдать нормы.

Элементами системы социального контроля можно назвать:

■ привычку - как установленный способ поведения индивида в различных ситуациях, где он не имеет негативной реакции от группы;

■ обычай или традиции - как установленный способ поведения, где группа связывает свои моральные оценки и нарушение которого группа вызывает негативные санкции;

■ законы - как нормативные акты, принятые высшим органом государственной власти;

■ санкции - как система мероприятий, действий, которые регулируют поведение людей (о них говорилось выше). Законом общество защищает драгоценное: человеческая жизнь, государственную тайну, собственность, права человека и достоинство.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно:

■ регулируют общий ход социализации;

■ интегрируют людей в группы, а группы - в общности;

■ контролируют отклонения от нормированной поведения и деятельности;

■ служат образцом, эталоном поведения.

Санкции - охранники норм, они "несут ответственность" за соблюдение норм людьми. Социальные санкции - достаточно разветвленная система, с одной стороны, вознаграждений, поощрений за выполнение норм, то есть за конформизм, согласие. С другой - наказаний за отклонение и несоблюдение их, то есть за девиантность. Конформизм, согласованность и правильность действий - цель социального контроля. Таким образом, санкции могут иметь положительный и отрицательный характер. Другим критерием разделения социальных санкций является наличие закрепления их действий в нормативно-законодательной базе. Поэтому они делятся на формальные и неформальные. То же самое касается и социальных норм. Следовательно, нормы и санкции объединены в единое целое. Исходя из этого, нормы и санкции можно условно отразить в виде логического квадрата (рис. 3).

Сами по себе нормы непосредственно ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе этих же норм и на основании санкционируя циркуляров.

Формальный контроль, как уже отмечалось, основанный на осуждении или одобрении со стороны официальных органов власти или администрации. Он глобальный, осуществляют его люди, наделенные полномочиями - агенты формального контроля: работники правоохранительных органов, административные и другие уполномоченные лица.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения. Для примера: традиционная местная община и до сегодняшнего дня контролирует все аспекты жизни своих членов. В единую систему социального контроля органично вплеталась и религия (строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с праздниками и ритуалами). Существует система контроля и неформальных отношений между членами преступной группировки или сообществ тюремного заключения.

Особая разновидность элементов социального контроля составляет общественное мнение и самоконтроль. Общественное мнение - это совокупность представлений, оценок, предположений, суждений здравого смысла, которые разделяет большинство населения. Она существует и в производственном коллективе, и в небольшом поселении, социальному слою.

Самоконтроль называют еще и внутренним контролем, который проявляется через сознание и совесть, и формируется в процессе социализации. Ученые выяснили, что социальный контроль более чем на 2/3 осуществляется благодаря самоконтролю. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится применять внешний контроль. И наоборот. Чем меньше у человека развит самоконтроль, тем больше этому обществу приходится применять внешние факторы-рычаги.

Если разложить в системе координат все элементы правил и норм (X) в возрастающем порядке в зависимости от степени наказаний (Y), то их упорядоченность иметь следующий вид (рис. 4).

Соблюдение норм регулируется обществом с разной степенью строгости. Больше всего наказываются нарушения юридических законов и запретов (убийство человека, разглашение государственной тайны, надругательство над святыней и т.п.); и менее всего - привычки (элементы нечистоплотности, невоспитанности и др.).

Социальный контроль всегда имеет своим объектом нежелательное поведение, действие - девиации (отклонения от нормы). Во все времена общество стремилось преодолеть нежелательные нормы человеческого поведения. К нежелательной нормы можно отнести поведение: и воров, и гениев, и ленивых, и слишком трудолюбивых. Различные отклонения от средней нормы как в положительном, так и в отрицательном направлении угрожают стабильности общества, которая во все времена ценится больше всего. Социологи называют отвергнутую от нормы поведение - девиантным. Она представляет собой любые действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. Итак, любое поведение, не вызывает одобрения общественного мнения, называют - девиантным: "криминал", "пьянство", "суицид". Но это - в широком смысле. В узком смысле, девиантным поведением считают нарушение неформальных норм, закрепленных обычаями, традициями, этикетом, манерами и тому подобное. А все серьезные нарушения формальных норм, законов, соблюдение которых гарантируется государством, а значит, такие нарушения являются противоправными, - выступают как делинквентное поведение. Поэтому первый тип поведения является относительным (девиантным), а второй является абсолютным (делинквентные) нарушением. К делинквентности относят: воровство, грабежи, другого типа преступления.

Но, как указывалось выше, проявления девиантного поведения могут иметь не только отрицательный, но и положительный характер.

Если провести статистические подсчеты, то окажется, что в цивилизованных обществах в обычных условиях на каждую из этих групп приходится около 10-15% общей численности населения. Около 70% населения составляют так называемые "середняки" - люди с несущественными отклонениями в поведении и деятельности.

Чаще всего девиантное поведение наблюдается у подростков. Причиной является, в частности, психологические особенности возраста: желание острых ощущений, стремление удовлетворить любопытство, а также недостаточная способность прогнозировать свои действия, желание быть независимым. Подросток часто в своем поведении не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, и вместе с тем не готов к выполнению определенных социальных ролей при условии, что ожидают от него окружающие. В свою очередь, подросток считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Все эти противоречия и является основным источником девиации. Около 1/3 молодых людей так или иначе участвуют в каких-либо противоправных действиях. Наиболее распространенными формами девиации среди молодежи являются: алкоголизм, проституция, наркомания, хулиганство, самоубийство.

Таким образом, на одном полюсе - группа лиц, проявляющих максимально нелестную поведение (преступники, бунтари, террористы, предатели, бродяги, циники, вандалы и т.д.). На другом полюсе - группа лиц с максимально одобряемыми отклонениями (национальные герои, выдающиеся деятели науки, спорта, культуры, таланты, успешные цивилизованные предприниматели, миссионеры, меценаты и др.).

В широком смысле слова социальный контроль определяют как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе (нравственный, государственный, производственный, юридический контроль). В узком смысле социальный контроль - это оценка деятельности людей со стороны общественного мнения.
Формы социального контроля изменялись по мере развития общества.
В традиционном обществе социальный контроль существовал в виде обычаев, традиций, неписаных правил поведения. В современном обществе отдельные механизмы социального контроля формализованы, их основой являются зафиксированные в письменном виде нормы: указы, законы, инструкции.
Примеры социального контроля в современном обществе: экзаменационные оценки в школе, система налогообложения, органы контроля выпускаемой продукции.

В социологии выделяют разные виды и формы социального контроля.

Внутренний и внешний контроль.
Человек, усвоивший социальные нормы, способен самостоятельно регулировать свои действия, согласовывая их с общепринятой системой ценностей и одобряемыми образцами поведения. Это внутренний контроль (самоконтроль), основой которого служат моральные принципы человека.
Внешний контроль - это совокупность социальных институтов, регулирующих поведение людей и обеспечивающих соблюдение общепринятых норм и законов.

Неформальный и формальный контроль.
Неформальный (внутригрупповой) контроль осуществляется участниками какого-либо социального процесса и основывается на одобрении или осуждении действий индивида со стороны ближайшего окружения (коллег, знакомых, друзей, членов семьи), общественного мнения.
Формальный (институциональный) контроль осуществляется специальными общественными институтами, контрольными органами, государственными организациями и учреждениями (армия, суд, муниципальные учреждения, СМИ, политические партии и т. п.).

Механизм социального контроля образуют определенные элементы:
1) социальные нормы - предписания, указывающие на то, как должно вести себя в обществе;
2) позитивные и негативные социальные санкции - средства поощрения (вознаграждения) или порицания (наказания), регулирующие поведение людей, стимулирующие их соблюдать социальные нормы и действовать во благо общества;
3) методы социального контроля (изоляция, обособление, реабилитация);
4) конкретные меры (определенные формы физического, экономического, эмоционального воздействия на индивида).

Социальные санкции - разные виды реакции со стороны общества на по­ведение человека или группы и определенные формы воздействия на него.
В зависимости от способа воздействия на индивида выделяют формальные и неформальные санкции.
Социальные санкции могут быть негативными (порицающими) и позитивными (поощряющими).
Формальные негативные санкции - наказания и меры пресечения отклоняющегося поведения, исходящие от официальных организаций (например, штраф, выговор, понижение в должности, увольнение, лишение гражданских прав, лишение свободы, конфискация имущества).
Формальные позитивные санкции - различные способы поощрения деятельности индивида, которые исходят от официальных органов и учреждений (например, объявление благодарности, присвоение почетного звания, правительственная награда, избрание на высокую должность).
Неформальные негативные санкции - выражение недовольства, осуждение человека, исходящее от неофициальных лиц и социальных групп (например, насмешка, недоброжелательный отзыв, замечание, жалоба, демонстративное игнорирование).
Неформальные позитивные санкции - одобрение действий человека, исходящее от неофициальных лиц и социальных групп (например, похвала, благодарность, комплимент, одобрительная улыбка).

Самоконтроль, или внутренний контроль - это применение человеком позитивных и негативных санкций по отношению к себе самому.

Оценивая свои поступки, человек сопоставляет их с принимаемой им системой норм, обычаев, моральных правил, ценностных ориентиров, эталонов должного поведения.
Самоконтроль - важный механизм поддержания социальной стабильности, основанный на сознательном волевом усилии, сдерживании непроизвольных импульсивных побуждений. Чем выше уровень развития самоконтроля у членов общества, тем меньше обществу приходится прибегать к внешнему контролю и негативным санкциям.
Совесть - проявление внутреннего контроля, способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности. Совесть - показатель развитого самосознания личности, чувства долга, ответственности.

Усилия общества, направленные на предотвращение деви-антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре-деляются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отноше-ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно оп-ределить как совокупность всех видов контроля, существу-ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт-роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле-мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по-ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

Формальные:

— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде-ния, свидетельства о профессиональных, академических ус-пехах и др.

Неформальные:

— негативные — осуждение человека за поступок со сто-роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

— позитивные — благодарность и одобрение неофициаль-ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель-ная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто-ятельно регулирует свое пове-дение, согласовывая его с об-щепринятыми нормами

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру-ющих соблюдение обще-принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс-твенников, друзей, коллег, знако-мых, а также со стороны обществен-ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (инсти-туциональный) — ос-нован на поддержке действующих соци-альных институтов (армия, суд, образо-вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов-кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут-реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа-ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе-на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль дер-жался на неписаных правилах, в современном его основой вы-ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс-титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза-менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс-тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен-ным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д.

Социальное поведение

Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор-ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа-ющей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково-дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер-гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ-ектом становится государство, и он превращается в специали-зированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт-роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са-моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од-нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу-шают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере-воспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об-щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри-нятые нормы

Реабилита-ция

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци-альных ролей в обществе

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

по социологии

Тема: социальный контроль (на примере России)

Выполнила: Власова Т.Н.

гр. 08611 ГМУ

Проверила: Шукшина З.А.

Новосибирск 2010

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Сущность социального контроля……………………………………….5

1.1. Понятие социального контроля, его функции………………………..…….5

1.2. Социальные нормы как регулятор поведения………………………………7

1.3. Санкции как элемент социального контроля ……………………….………9

1.4. Самоконтроль ……………………………………………………………………………………..12

Глава II. Социальный контроль в современной России……………………….14

2.1. Организованная преступность в современной России…………..……….14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы………………………………………………21

Введение

Общество - саморегулируемая сложная социальная система. Важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование – институт социального контроля. Он выступает, как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.

Данная тема актуальна, т.к. общество – система динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются различные традиции, нормы, ценности. Кроме того человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля, и чем больше он будет развиваться, и совершенствоваться, тем организованней и благополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимо изучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов и совершенствовать существующую сейчас социальную культуру.

Цель курсовой работы – определить роль социального контроля в обществе, выявить зависимость направленности и содержания социального контроля от экономических, политических, идеологических и прочих характеристик данной социальной системы, исторически обусловленных уровнем её развития.

Поставленная цель определила следующие задачи :

    Рассмотреть сущность социального контроля.

    Познакомиться с различными функциями социального контроля.

    Исследовать формы социального контроля.

Объектом данной курсовой работы является непосредственно институт социального контроля, общественные отношения, а предметом – его тесная взаимосвязь с обществом, формы, в которых он осуществляется, а также эффективность влияния социального контроля на общество.

Глава I . Сущность социального контроля

1.1 Понятие социального контроля, его функции

Термин «социальный контроль» был введен в научную лексику известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии, Г. Тардом, который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднее в работах целого ряда ученых - таких, например, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер – была разработана теория социального контроля.

Итак, социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности 1.

Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

Можно указать на следующие отличительные черты социального контроля:

1)упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; другими словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями - наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля: социальное действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения 2.

Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм – «центральная нервная система» социального института. Социальный институт и социальный контроль состоят из одних и тех же элементов, т.

е. идентичных правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет двеосновные функции:

    Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.

    Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к беспорядку, смуте и социальному раздору.

Вывод: социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения.

1.2. Социальные нормы как регулятор поведения

Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами.

Элемент социального контроля реакция на поведение человека или группы

Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.

Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации 3. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.

Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.

Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие), религии. Ценности же являются основой норм.

Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер 4.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

1)обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6)эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном 5.

Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

    по масштабам распространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

    по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

    по степени нарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов 6.

Вывод: таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

Регулируют общий ход социализации;

Интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;

Контролируют отклоняющееся поведение;

Служат образцами, эталонами поведения.

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.

Страницы: следующая →